«В стране, где спецназ гоняется за комментаторами из интернета, террористы всегда будут чувствовать себя свободно».
В подмосковном Красногорске в результате стрельбы в концертном зале «Крокус Сити Холл», по неподтвержденным сообщениям, погибли и ранены десятки людей. ФСБ сообщает как минимум о 40 погибших. Перед началом концерта рок-группы «Пикник» вечером в пятницу, 22 марта, как минимум три человека в камуфляже открыли огонь. В здании вспыхнул пожар. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье о теракте.
По данным ТАСС, интенсивность пламени в «Крокусе» снизилась в несколько раз. Пожарные приступили к тушению «Крокус сити холла» с подъемников, верхний этаж почти полностью уничтожен огнем.
Позже появилась информация о штурме здания. Согласно телеграм-каналу «Осторожно, новости», на улице слышна стрельба внутри концертного зала. Сотрудники ДПС перекрывают дороги вблизи «Крокус Сити Холла», пишет телеграм-канал Baza. Ведется розыск четверых мужчин в камуфлированной одежде, которые могли скрыться с места преступления.
Про людей, которые сегодня напали на «Крокус Сити Холл», неизвестно фактически ничего. В СМИ и соцсетях появлялись сообщения, что стрелков могло быть пять. На видео, где снято, как нападавшие расстреливают посетителей в фойе концертного зала, видно как минимум четырех мужчин, вооруженных автоматами.
Христо Грозев, журналист-расследователь: «Что мы знаем: примерно две недели назад уже было предупреждение с американской стороны российским спецслужбам о том, что были перехвачены определенные доказательства того, что готовится террористическое нападение на россиян со стороны афганистанской группы ИГИЛ-К, связанной с ИГИЛ. И мы знаем, что российское государство ответило, что информация, которая предоставлена американской стороной, недостаточно конкретна и [они] начали жаловаться — это публично сказала даже [директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ] Мария Захарова. После этого были аресты в России определенных членов ячеек ИГИЛ. То есть ФСБ все-таки сочла, что они знают, кого арестовать и они приступили к этим арестам. Нужно ждать, какие версии будут представлены официальным следствием, потому что здесь варианты разные — если действительно будет указано на след ИГИЛ, то, скорее всего, это реально так и было, хотя мы в The Insider и Spigel уже год наблюдаем, как российское ГРУ зачем-то обучает афганских молодых людей, которых привезли из Афганистана в Россию. Здесь остается вопрос, возможен ли российский след в таком теракте. Но, скорее всего, если это окажется афганистанский след, то надо искать причину, почему ИГИЛ-К именно сейчас решили напасть на Россию.
Если указано будет не на ИГИЛ, а на Российский добровольческий корпус или украинский след, тогда все становится намного сложнее. Тогда мотивации для ФСБ придумать ложный след становится намного больше, чем в афганском варианте. Один из мотивов — создать условия для всеобщей мобилизации, чего мы ожидали. […]. Сейчас надо ждать, на кого они укажут, и тогда будем рассматривать доказательства».
Руслан Левиев, основатель Conflict Intelligence Team: «В стране, где контртеррористический спецназ гоняется за комментаторами из интернета, которые что-то не так сказали про Путина или написали про Бучу, террористы всегда будут чувствовать себя свободно».
Илья Шепелин, российский журналист: «Власти проворонили крупнейший теракт со времен Норд-Оста, зато по камерам вычисляют и находят людей, приходивших на похороны Навального, а международной экстремистской организацией признают ЛГБТ. И случившейся трагедией, конечно, воспользуются, чтоб наградить себя увеличением полномочий и наращиванием репрессивного аппарата по отношению к гражданам, которых могут только затюкивать».
Мария Певчих, председатель Фонда борьбы с коррупцией: «Крупнейший теракт в Москве. Теракт, о котором предупреждали. Но ФСБ были слишком заняты борьбой с политиками, активистами и журналистами. На террористов времени не хватило».