В среду, 3 июля, в армянской армии была зафиксирована очередная смерть военнослужащего — 16-я с начала года.
Согласно Минобороны, инцидент произошел в селе Верин Шоржа (район Варденис в Гегаркуникской области Армении). По версии Следственного комитета, произошедшее — самоубийство.
«3 июля, около 00:45, на охраняемом участке воинской части военнослужащий-контрактник Саргис Артурович Хачатрян получил огнестрельное ранение, несовместимое с жизнью», — сообщило оборонное ведомство.
Позже СК заявил, что 21-летний уроженец села Сотк Гегаркуникской области «при выполнении обязанностей наблюдателя нанес сам себе огнестрельное ранение в область подбородка». Военнослужащего доставили в госпиталь, но спасти ему жизнь не удалось.
При осмотре места происшествия следователи обнаружили автомат, закрепленный за военнослужащим. По сообщению Следственного комитета, при наружном осмотре трупа следов насилия не обнаружено. Назначена судебно-медицинская экспертиза трупа.
По словам односельчан, Хачатрян был старшим сыном в семье, у него двое младших братьев и сестра. Отец скончался, и чтобы помочь матери, парень поступил на контрактную службу в рамках программы «Честь имею».
см. Монетизация жизни солдат и милитаризация армянского общества. О концепции «нация-армия»
Саргис Хачатрян — первый справа, фото из соцсетей
«Три смерти солдат за 18 дней. В армии никаких перемен, солдаты продолжают лишаться жизни в мирных условиях. Давида Нерсисяна, скончавшегося около недели назад, согласно сообщению Минобороны, не стало в течение 20-ти минут. Он стоял в строю, когда ухудшилось его самочувствие, и скончался через 20 минут. Позорное сообщение.
Минобороны — свято и справедливо, особенно — при [министре Сурене] Папикяне. Семьи погибших заставляют молчать под строгим контролем Военкоматов, а если кто-то заговорит, в адрес семьи на уровне премьер-министра и министра обороны спускается публичное обвинение. Вспомните случай солдата, погибшего из-за метели. Семья, еще не предавшая тело солдата земле, вместо слов раскаяния слышала обвинения и угрозы с трибуны Национального собрания. Ни ответственности, ни простого человеческого сочувствия. Ответственность за жизнь солдата лежит на государстве», — написала правозащитница Жанна Алексанян.
неснижающаяся статистика смертей
С начала года в ВС погибли минимум 20 военнослужащих. По данным Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, в 15-ти из этих случаев смерть наступила в небоевых условиях. Министерство обороны не всегда своевременно сообщает о каждом подобном инциденте.
3 случая квалифицированы как самоубийство, 5 — как убийство, 1 — как несчастный случай, 5 — следствие ДТП, 1 — пожара.
В последние годы правозащитники все чаще заявляют о существенном росте трагических инцидентов в армии, связывая это с царящим произволом, неуставными отношениями и отсутствием надлежашего контроля. С медосмотром тоже не все гладко: поступают сообщения о том, что Военкоматы склонны признавать годными к военной службе в том числе ребят с проблемами со здоровьем.