На прошедшей неделе главы силовых структур впервые прибыли в Национальное собрание представлять доклады. Поведение председателя Следственного комитета Аргишти Кярамяна, его жесты, подзывание депутатов пальцем, «пацанские» высказывания обеспокоили парламентариев. И не только их.
«Как он говорит с депутатами? Мы в каком-то смысле защищенные субъекты. А представьте, как он и его подчиненные могут разговаривать с рядовым гражданином?», — оценил поведение главного следователя страны депутат Овик Агазарян, основная «жертва» Кярамяна.
Некоторые граждане сообщают, что глава СК лично присутствовал и участвовал в пытках, которым их подвергали следователи в изоляторах. Теперь, когда он возглавляет СледКом, люди пытаются сбежать из следственных отделов, один из обвиняемых выбросился из окна и скончался. Обстоятельства инцидента не установлены.
Депутат от правящего «Гражданского договора» Андраник Кочарян более снисходителен к публичному поведению председателя СК, так как «это был дебют Кярамяна в Национальном собрании».
В ходе парламентских слушаний о состоянии преступности Аргишти Кярамян, в частности, пытался ударить депутата Агазаряна, говоря при этом «ты с ног до головы «ара», ара» [пренебрежительное обращение к мужчине]. Коллеги Агазаряна от правящей силы оттащили следователя. Сам же Кярамян кричал о том, что его поведение «не пацанское, а мужское».
Словесная перепалка началась, когда в ответ на реплику из зала Кярамян сказал «вы что-то сказали, эй, депутат в черной одежде, я вам говорю» [вероятно, обращаясь к Агазаряну]. Депутат расценил это как способ оказания давления — «это, наверно, профессиональное», но — неприемлемое в НС.
Кярамян ответил: «На свете нет человека, который мог бы кидать реплики касательно моих высказываний. Если и был, я реагировал очень мягко, впоследствии моя реакция будет ощутимой».
При этом замечание ведущего заседания Андраника Кочаряна по поводу его «пацанского» поведения разозлило следователя еще больше. Кярамян заявил, что сын Агазаряна ведет незаконный бизнес. Депутат признал, что его сын — один из тех бизнесменов, которые занимаются импортом автомобилей и их перепродажей заграницу и не платят НДС. Это, по мнению Агазаряна, не преступление, так как «лазейка в законе это позволяет».
Кярамян сказал, что к нему «обращались» с просьбой закрыть уголовное дело против сына Агазаряна: «Если мы говорим о протекции, о борьбе с коррупцией, прошу ответить на этот вопрос».
Агазарян все отрицал. Депутат попросил Кярамяна сказать, кто ему звонил. Последовавшую за этим склоку сгладил приглашенный на слушания гость Даниел Иоаннисян.
У Аргишти Кярамяна множество медалей, одну из которых — «За отвагу» — он в 2021 году получил указом президента Карабаха.
Несмотря на требование СМИ и гражданского общества снять его с занимаемой должности, правящая сила хочет ограничиться разрешением конфликта: Кярамян проявил себя как борец с коррупцией, а Агазарян — сторонник создания нового бизнеса вопреки старому капиталу. Партии премьер-министра непросто будет сделать выбор между двумя этими святынями.