Главная / Армения / Венесуэла обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти

Венесуэла обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти

Правительство Венесуэлы выпустило на свободу из тюрем первых политических заключенных — оппозиционеров, активистов и журналистов. Накануне глава Национальной ассамблеи Венесуэлы Хорхе Родригес заявил, что будет освобождено «значительное количество» людей и назвал это «жестом доброй воли в поисках мира». Пока неясно, о каком количестве идет речь.

По данным правозащитной группы Foro Penal, среди первых освобожденных — Бьяджио Пильери, участник президентской кампании Марии Корины Мачадо, одной из лидеров венесуэльской оппозиции и лауреата Нобелевской премии мира. Также на свободу вышел оппозиционный политик Энрике Маркес, который сам был кандидатом в президенты на выборах 2024 года.

Кроме того, были освобождены иностранцы, в том числе, пять граждан Испании, включая юристку и правозащитницу Росио Сан-Мигель.

Дональд Трамп назвал освобождение «разумным жестом». «Венесуэла освобождает большое количество политических заключенных в знак „поиска мира“. Это очень важный и разумный жест. США и Венесуэла хорошо сотрудничают, особенно в вопросах восстановления их нефтегазовой инфраструктуры в более крупном, лучшем и современном виде», — написал он.

«Это один из примеров того, как президент использует максимальные рычаги давления, чтобы поступать правильно по отношению к американскому и венесуэльскому народам», — сказала заместитель пресс-секретаря Белого дома Анна Келли.

После того, как американские военные в ночь на 3 января вывезли из Венесуэлы президента Николаса Мадуро с его женой Силией Флорес в Нью Йорк, страну возглавила Делси Родригес, которая была вице-президентом. Вначале она выступила с осуждением «вооруженной агрессии США» и заявила, что Мадуро остается единственным законным президентом. Однако Трамп пригрозил, что Родригес «заплатит очень высокую цену», если откажется от сотрудничества с США.

По данным правозащитных организаций, в Венесуэле содержится более 850 политзаключенных, большинство из которых были арестованы при Мадуро. Human Rights Watch отмечала, что многие заключенные в Венесуэле содержатся в режиме «инкоммуникадо», то есть без связи с внешним миром.

Сенат США в четверг одобрил процедурную резолюцию, которая блокирует дальнейшие военные действия администрации президента Дональда Трампа в Венесуэле без разрешения Конгресса.

Голосование, состоявшееся спустя несколько дней после американской военной операции в Венесуэле и захвата её лидера Николаса Мадуро 3 января, открывает путь для дальнейшего рассмотрения документа в палате из 100 человек, отмечает Reuters. Вопрос должна будет также рассмотреть Палата представителей. Белый дом заявлял, что Трамп наложит на проект вето, пишет издание Axios.

В четверг документ поддержали 52 сенатора, против высказались 47. Вместе со всеми демократами за продвижение резолюции на этот раз проголосовали и несколько однопартийцев президента-республиканца.

Президент Дональд Трамп уже отреагировал на сообщение в своей соцсети Truth Social. Он написал: «Республиканцам должно быть стыдно за сенаторов, которые только что проголосовали вместе с демократами, пытаясь лишить нас полномочий для борьбы и защиты Соединенных Штатов Америки. Сьюзен Коллинз, Лиза Меркауски, Рэнд Пол, Джош Хоули и Тодд Янг никогда больше не должны быть избраны на государственные должности.

Две предыдущие попытки продвижения аналогичных резолюций были заблокированы в Сенате в прошлом году соратниками Трампа — на фоне усиления его администрацией военного давление на Венесуэлу с сентября, когда американские силы начали атаковать в южной части Карибского моря суда, подозреваемые в перевозке наркотиков.

5 января отстранённый от власти Мадуро и его жена Силия Флорес впервые предстали перед федеральным судом в Нью-Йорке. Ранее было обнародовано заключение, в котором Мадуро, его супруге и еще четырём лицам предъявили обвинения по четырем пунктам, включая «наркотерроризм» и заговор с целью импорта кокаина. Третий и четвёртый пункты обвинения связаны с использованием и хранением оружия с целью навредить США. Мадуро в суде заявил, что не признаёт себя виновным.

военная операция США в Венесуэле и захват Мадуро

США захватили президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его жену. Он был доставлен в суд в Нью-Йорке. Мадуро обвиняют в «наркотерроризме». Временным президентом стала Делси Родригес. Она предложила США сотрудничество.

Ход операции стал известен лишь по скупому официальному изложению начальника Объединенного комитета начальников штабов США генерала Дэна Кэйна, из отрывочных сведений, доступных американским СМИ, и нескольких видео, снятых жителями Каракаса.

Между 1 и 2 часами ночи в части Каракаса пропал свет. Около 2 часов в городе раздались первые взрывы. Ударам подверглись радары и комплексы связи на горе Эль Вулкано, порт Ла-Гуайра и соседняя военно-морская академия, авиабаза и два аэропорта. Судя по видео и фото, главными целями были объекты противовоздушной обороны (ПВО) вокруг столицы (прежде всего пусковые установки дивизиона ПВО средней дальности «Бук-М2Э»). Вероятно, американская армия также задействовала мощные средства радиоэлектронного подавления, нарушившие работу систем ПВО и управления ими.

Последующие авиаудары были сосредоточены на военной базе Фуэрте-Тиуна на южной окраине Каракаса. Сначала на объект, где базируется механизированный батальон для охраны столицы (а также располагаются дома-убежища части политической и военной элиты),

были сброшены авиабомбы, затем ее атаковали ударные вертолеты. Часть венесуэльских военных в панике покинула базу.

Почти сразу над городом показались низколетящие вертолеты CH-47 Chinook и CH-53 Sea Stallion 160-го авиационного полка специальных операций США, поднятые ранее с универсального десантного корабля ВМС США «Иводзима», находившегося (судя по спутниковым снимкам) в Карибском море в 230 километрах от Каракаса. Вертолеты в 2 часа ночи высадили у убежища Мадуро на военной базе группу захвата армейского спецназа «Дельта». После короткого (не более получаса) боя (в котором был поврежден один вертолет) спецназ ворвался в дом и захватил Мадуро и его жену. Они были переправлены на одном из вертолетов на «Иводзиму». После чего американские летательные аппараты покинули воздушное пространство страны.

Вероятно, у американцев были готовы резервы на случай осложнений: к операции привлекались также 10 конвертопланов CV-22 Osprey, готовых десантировать дополнительные силы спецназа (военнослужащих 75-го полка рейнджеров). Однако этот инструмент, судя по всему, не понадобился.

Глава американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Дэн Кэйн на совместной пресс-конференции с президентом США рассказал, как проходила операция по захвату президента Венесуэлы в ночь со 2 на 3 января 2026 года.

По словам Кэйна, подготовка к операции началась примерно за месяц. Этому предшествовала долгая работа разведки: она выясняла, где и как живет Мадуро, каковы его привычки. По данным источников The New York Times, данные, полученные благодаря слежению со спутников и дронов, дополнялись сведениями, собранными агентами в Венесуэле, в том числе в окружении Мадуро.

Трамп рассказал, что на основании этих данных американские военные построили точную копию резиденции Мадуро — тренировались, как ее взять.

Когда подготовка уже была завершена, операцию решили отложить, поскольку над Каракасом не было облачности, что повышало риск преждевременного обнаружения американских сил. В ночь со 2 на 3 января небо затянуло облаками.

реакция

По мнению генсека ООН Антониу Гутерриша, военная операция США — опасный прецедент. Между тем Дональд Трамп угрожает дальнейшими интервенциями в Колумбии и Мексике. Он также хочет поставить под контроль Соединенных Штатов принадлежащую Дании Гренландию. Быстро стало ясно, что другие правительства могут использовать атаку американцев в качестве удобного оправдания для своих действий.

Зампредседателя Совета безопасности России и экс-президент Дмитрий Медведев осудил эту операцию как «незаконную», одновременно признав, что президент Трамп последовательно отстаивает интересы США — очевидно, проводя аналогии со вторжением России в Украину. Но Медведев пошел еще дальше, написав, что может представить себе аналогичные похищения глав других государств или правительств, в том числе канцлера Германии Мерца.

Неловкость была заметна на лице канцлера ФРГ Фридриха Мерца, когда он в минувшие выходные комментировал вмешательство США в Венесуэле. По его словам, венесуэльский правитель играл «проблематичную роль», «заключив неудачные союзы по всему миру и вовлекая Венесуэлу в наркобизнес». И этим канцлер продемонстрировал определенное понимание действий Вашингтона, отмечает DW.

Однако Мерц не стал давать однозначного ответа на вопрос, соответствуют ли действия Соединенных Штатов международному праву: «Правовая оценка действий США сложна». Впрочем, канцлер затем уточнил: «В отношениях между государствами должны действовать принципы международного права». Таким образом, он, по-видимому, намекнул, что сомневается в законности действий Вашингтона.

Администрация Дональда Трампа представляет арест Мадуро как операцию правоохранительных органов, а не как военное вторжение. С юридической точки зрения это не имеет значения, считает специалист по международному праву Кристоф Зафферлинг (Christoph Safferling) из Университета Эрлангена-Нюрнберга и приходит к однозначному выводу: «США нарушили запрет на применение силы, закрепленный в Уставе ООН. Согласно ему, государства должны уважать политическую независимость и территориальный суверенитет друг друга».

Единственным оправданием применения силы, добавил правовед в письменном интервью DW, является право на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН. «Однако для этого США должны были подвергнуться «вооруженному нападению» со стороны Венесуэлы, чего не было. Торговля наркотиками не оправдывает применение силы», — подчеркивает Зафферлинг.

Пленение Николаса Мадуро он квалифицирует как похищение: «Арест на основании американского ордера в принципе возможен, но не в международном контексте. Это могло быть сделано только с явного согласия венесуэльского правительства или самими властями Венесуэлы. Ни того, ни другого не произошло, поэтому арест был незаконным и, следовательно, является похищением».

По мнению генсека ООН Антониу Гутерриша, военная операция США — опасный прецедент. Между тем Дональд Трамп угрожает дальнейшими интервенциями в Колумбии и Мексике. Он также хочет поставить под контроль Соединенных Штатов принадлежащую Дании Гренландию. Быстро стало ясно, что другие правительства могут использовать атаку американцев в качестве удобного оправдания для своих действий.

Профессор права Боннского университета Маттиас Хердеген, напомнил в интервью DW: «Насильственное похищение в принципе не препятствует проведению уголовного разбирательства. Самым известным прецедентом является осуждение в Израиле ответственного за  преступления Холокоста Адольфа Эйхмана, которого «Моссад» похитил в Аргентине».

Он предостерегает от упрощений. «При сравнении нарушений территориальной целостности следует четко различать их характер и степень тяжести, — указал он в интервью DW. — Захватническая война России против Украины, противоречащая международному праву, имеет иное измерение, чем ограниченная военная операция в Каракасе».

Международное уголовное право, продолжает Хердеген, также проводит здесь различия: «Следует отметить, что некоторые страны, которые сейчас возмущаются поведением США, уже давно отказались от обязательств по международному праву в отношении запрета на применение силы, территориальных претензий или прав человека. Это не оправдывает действия США, но показывает, что и в данном случае необходимо проводить различия».

МИД России выпустил заявление, в котором осудил «военную агрессию Соединенных Штатов в отношении Венесуэлы». «Предлоги, приводящиеся в обоснование таких действий, несостоятельны. Идеологизированная неприязнь взяла верх над деловым прагматизмом, готовностью выстраивать отношения доверия и предсказуемости», – говорится в заявлении.

О том, как ситуация в Венесуэле может повлиять на российско-американские отношения и переговоры по войне в Украине, Радио Свобода рассказал политолог Иван Преображенский:

—  Что касается негативной реакции Москвы на события в Венесуэле: Россия всегда выступает против вмешательства во внутренние дела других государств, если только в них не вмешивается сам Кремль. Николас Мадуро — давний союзник Кремля. Как лично, что тоже очень важно, так и системно, в смысле Венесуэлы как страны, в которую российская правящая верхушка инвестировала достаточно большие средства. Под предлогом инвестиций в Венесуэлу разворованы огромные деньги.

Россия и Венесуэла вместе занимаются контрабандой нефти, что показала недавняя смена флагов на танкерах, которые выходили из Венесуэлы под флагами Ганы. А после того, как американцы начинали их преследовать, эти суда меняли флаги на российские, Россия просила американцев эти танкеры не трогать. Соответственно, возможно и другое криминальное сотрудничество. Можно ещё добавить, что Венесуэла относится к числу приоритетных российских союзников, так же как Иран, Китай и Северная Корея.

Вашингтон добился смены власти в Венесуэле и намерен контролировать ее нефтяную отрасль.

Захватив правителя Венесуэлы Николаса Мадуро, США ввергли южноамериканскую страну в состояние глубокой неопределенности, считаю обозреватели DW. Президент США Дональд Трамп заявил, что фактически «управлять» Венесуэлой будет Вашингтон. Как долго и каким образом — неизвестно. По крайней мере в ближайшие 30 дней ожидать выборов нового президента не следует, предупредил Трамп: «Сначала мы (США) должны навести порядок». 

Под «наведением порядка», очевидно, следует понимать, в том числе, взятие под американский контроль добычи и экспорта венесуэльской нефти. Белый дом не скрывает, что это одна из его целей. «Мы собираемся направить туда наши крупнейшие американские нефтяные компании — самые большие в мире — чтобы они вложили миллиарды долларов, восстановили сильно разрушенную инфраструктуру и начали зарабатывать деньги для страны», — заявил Трамп. 

Вечером 6 января Трамп объявил, что временные власти Венесуэлы передадут США до 50 млн баррелей нефти (рыночная стоимость — порядка 2,8 млрд долларов). Трамп пообещал «лично контролировать» продажу этой нефти, чтобы «гарантировать, что доходы будут использованы на благо народов Венесуэлы и США».

Венесуэла обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти — более 300 млрд баррелей. Это около 17% всех мировых запасов. Для сравнения: у США — около 55 млрд баррелей. 

При этом Венесуэла не обеспечивает и 1% мировой добычи нефти (менее 1 млн баррелей в сутки), тогда как США, которые значительно уступают ей по объему запасов, добывают около 20%. Когда-то доля Венесуэлы была значительно выше. На пике, который пришелся на 1970 год, она составляла около 10%. Затем показатель начал снижаться, в середине 1980-х тренд развернулся, однако в конце 1990-х годов венесуэльская нефтяная отрасль пережила настоящий коллапс — добыча сократилась более чем на 70%. 

Начало кризису положила политика бывшего лидера Венесуэлы Уго Чавеса. Его «социалистическая революция» 1990-х и 2000-х годов привела к масштабной коррупции в государственной компании PDVSA, оттоку зарубежных инвестиций на фоне усиливающегося вмешательства государства в нефтяной сектор. Дополнительные трудности создал износ инфраструктуры. Санкции США, которые начали ужесточаться с 2017 года, еще больше ограничили производственные возможности. 

На встрече с журналистами в своей резиденции в Мар-а-Лаго вскоре после захвата Мадуро Трамп заявил, что возрождает «доктрину Монро» — внешнеполитическую концепцию, сформулированную в 1823 году тогдашним президентом Джеймсом Монро. Ее суть заключалась в противодействии вмешательству европейских держав в дела Западного полушария. 

К «доктрине Монро» прямо отсылает новая стратегия национальной безопасности США, представленная в начале декабря 2025 года. Ее уже прозвали «доктриной Донро». Документ, в частности, провозглашает, что «США не позволят конкурентам из-за пределов (Западного) полушария размещать в нем свои войска или другие источники угрозы, а также владеть жизненно важными активами или контролировать их». 

Если США смогут навязать свои правила игры другим нефтедобывающим странам Западного полушария, Трамп получит в свое распоряжение «нефтяную империю, простирающуюся от Аляски до Патагонии», предупреждает колумнист Bloomberg Хавьер. 

«Давайте посчитаем: начнем с США, добавим Канаду, затем учтем Венесуэлу и остальную Латинскую Америку — от Мексики до Аргентины и все, что между ними: Бразилию, Гайану, Колумбию, — пишет Блас. — Нравится это или нет, все они живут в рамках «доктрины Донро». В совокупности на них приходится почти 40% мировой добычи». 

В результате у США появится возможность влиять на мировые цены, добиваясь увеличения или сокращения добычи нефти в этих странах — подобно тому, как это сегодня делают участники ОПЕК (Венесуэла — одна из стран-основателей картеля).