Отчет Специальной следственной службы о событиях 1-2 марта 2008 года, когда в ходе силового разгона мирной антиправительственной демонстрации погибли 10 человек, является юридически неграмотной попыткой подтвердить официальную версию событий и опровергнуть все данный Группы по сбору фактов. Об этом накануне заявил член Армянского национального конгресса, бывший военный прокурор Гагик Джангирян.
Он сообщил, что оппозиция подготовила 10-страничный документ, в котором указанны все намеренные искажения ССС.
Эти факты, по словам Джангиряна, будут переданы в европейские структуры. При этом он заявил, что Европа дала понять властям Армении, что обстоятельства трагических событий весны 2008-го могут оставаться нераскрытыми.
Оппозиционер отметил, что доклад ССС говорит о том, что раскрытие данного дела наложено политическое табу. Круглосуточные акции против результатов президентских выборов на площади Свободы квалифицируются как «незаконные массовые мероприятия». При этом ни один представитель оппозиции не был привлечен к ответственности «за участие в незаконных акциях», как того требует закон.
Кроме того, в документе так и не дается юридического обоснования целесообразности разгона участников акции. «Многие оппозиционеры были привлечены к уголовной ответственности за воспрепятствование «законным действиям полиции», однако юридических объяснений того, что делали полицейские на площади «Свобода» в 6 часов утра так и не дано», — заявил Джангирян, отметив, что в случае отсутствия юридических обоснований, действия полиции следует расценивать как нападение.
Если же рассматривать это как нападение полиции, то все, что происходило на площади «Свобода» ранним утром 1 марта, а также последующие действия участников акции уже на площади Мясникяна следует расценивать, как самооборону, подчеркнул Джангирян, добавив, что согласно действующему законодательству в интересах самообороны каждый человек имеет право предпринять симметричные действия.
«Та часть отчета ССС, которая касалась убийств 1-2 марта, демонстрирует стремление структуры не раскрыть преступления, но лишь опровергнут факты, которые были собраны Группой по сбору фактов. При этом, представители этой структуры сделали все возможное, чтобы очернить погибших участников акции и создать впечатление, что они — преступники и были убиты во время совершения преступления.
Авторы документа не изучали вопрос участия регулярной армии в этих событиях, ограничившись лишь тем, что военные якобы находились за кордонами полиции и не имели прямого контакта с митингующими», — заявил Джангирян.
Факт секретного общеармейского приказа министра обороны и последствия этого приказа также не был расследован. Не изучен вопрос правомерности объявления президентом Чрезвычайной ситуации и законность действий главы государства в целом. В связи с этим Джангирян подчеркнул, что, согласно действующему законодательству, неприкосновенность президента действует лишь в случае, когда он не выходит за рамки своих полномочий.
Оппозиционер указал и на то, что следственный орган не изучил вопрос участия вооруженных групп: «В случае трех смертей было заявлено, что люди были убиты из оружия, которое не использовалось внутренними войсками. У оппозиционеров не было обнаружено оружия, следовательно, либо там работали иные государственные подразделения, либо отдельные вооруженные группы».
Джангирян заявил, что посредством фальшивых экспертиз соответствующие структуры пытаются создать впечатление, будто не стреляли по людям прямой наводкой, и граждане погибали от срикошетивших пуль, которые попадали в голову или в сердце.
«Что же касается видеоматериалов на Youtube, где четко виден конкретный случай прямого наведения оружия, то и тут нашлась отговорка — стали заявлять, что якобы стреляли холостыми. Зачем тогда было необходимо выбегать из-за угла и потом скрываться? Можно было продолжать стоять за углом, ведь в таком случае главное — звук выстрела», — резюмировал Гагик Джангирян.
Напомним, что на следующий день после выборов президента, 20 февраля, на площадь Свободы в Ереване пришли десятки тысяч граждан, несогласных с итогами голосования, сопровождавшегося вбрасываниями бюллетеней, препятствованием работе журналистов, избиением оппозиционеров. Демонстранты не покидали улиц до 1 марта, когда ночью тысячи полицейских напали на палаточный городок, в котором разместились протестующие. Площадь была захвачена и блокирована.
Спонтанный митинг начал собираться перед мэрией между посольствами Франции и России. Ночью людей окружили сотрудники правоохранительных органов, позже в город вошли подразделения армии. Граждан под покровом ночи разгоняли с применением оружия. 10 человек были убиты, сотни оппозиционеров арестованы и осуждены. На 20 дней было объявлено чрезвычайное положение. На это время была запрещена деятельность нелояльных к властям СМИ.