С 1 апреля главный авиаперевозчик Армении компания «Армавиа» прекратит все рейсы и объявит о банкротстве. В соответствующем пресс-релизе компании сказано, что в течение трех лет владелец авиакомпании «Армавиа» Михаил Багдасаров «вкладывал средства из других бизнесов для поддержания развития «Армавиа».
«Однако, на сегодняшний день, ситуация такова, что продолжать работу таким образом, дальше нет возможности, поэтому принято решение приостановить полеты и начать процедуру банкротства», — говорится в сообщении.
Утром 29 марта о первоапрельском банкротстве авикомпании сообщила газета «Айкакан жаманак». «После прекращения рейсов в компании некогда близкого друга президента Сержа Саргсяна Михаила Багдасарова начнется процесс банкротства. Мы неоднократно писали, что Багдасаров хочет продать «Армавиа». Однако сделать это никак не удается. Багдасаров хотел $50 млн., платить эту сумму никто не готов», — отмечает издание.
У «Армавиа» кредит на сумму $22 млн. в банке ВТБ, который был взят для покупки российских самолетов, но ни самолеты не куплены, ни кредит погасить не удается. Кроме того, в данный момент рейсы осуществляются только двумя самолетами. Другим необходим ремонт, который, однако, невозможно организовать из-за финансовых проблем.
Кроме того, авиакомпания уже несколько месяцев не может выплатить зарплату персоналу.
«Согласно имеющейся у нас информации, правительство уже 2-3 месяца обсуждает вопрос нового авиаперевозчика. Артем Мовсисян заявил, что ни из одной организации не поступало предложений по поводу продажи «Армавиа», более того, в прошлом он сам обращался в иностранные компании, однако безрезультатно. Неизвестно, кто может стать новым национальным авиаперевозчиком. На данный момент из местных действующих авиакомпаний – «Air Armenia», осуществляющая чартерные рейсы и грузоперевозки. Эту компанию связывают с депутатом Давидом Арутюняном. Однако начальник управления гражданской авиации не исключает создания государственной авиакомпании», – заключило издание.
Ранее российские «Известия» писали, что банк ВТБ предъявил «Армавиа» и Mika Limited (компания зарегистрирована на острове Джерси), принадлежащим Багдасарову, иски на $22 млн. Госбанк пытается вернуть деньги, которые он выделил на рефинансирование кредитов, взятых «Армавиа» на покупку самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). Юристы считают, что у ВТБ неплохие шансы на победу в споре с «Армавиа», при этом процесс в Джерси изначально обречен на провал.
Об исках рассказал источник, близкий к госбанку, наличие судебных претензий также подтвердил в разговоре с «Известиями» Михаил Багдасаров. Иск к «Армавиа» на $10 млн подан в Государственный арбитраж Армении, заявление о взыскании $12 млн с Mika Limited поступило в Королевский суд острова Джерси.
По словам источника, в 2010–2011 годах армянская «дочка» ВТБ выдала «Армавиа» кредит на сумму более $7 млн. Средства предназначались для рефинансирования ссуды, предоставленной авиакомпании армянским Ардшининвестбанком на покупку самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100, каталожная цена около $30 млн). «Армавиа» приобрела первый серийный лайнер весной 2011 года — на средства Ардшининвестбанка и ВЭБа.
Армянская авиакомпания стала стартовым заказчиком SSJ-100 — по словам высокопоставленного источника в Минпромторге России, не последнюю роль сыграл личный фактор, ведь госхолдингом ОАК руководит Михаил Погосян, имеющий армянские корни (ОАО «Компания «Сухой» входит в ОАК). Источник в Минпромторге считает, что нужно было выбирать более платежеспособного пилотного покупателя — «Армавиа» в прошлом году отказалась от покупки Superjet и вернула производителю свой экземпляр. Осенью прошлого года Багдасаров заявлял, что намерен продать «Армавиа» в связи с финансовыми проблемами. Из-за долгов, например, ереванский аэропорт «Звартноц» не раз приостанавливал полеты «Армавиа».
Кроме того, в 2010-м ереванское отделение ВТБ одолжило $8 млн Mika Limited, поручителем по займу выступила «Армавиа», продолжил источник в ВТБ. Срок возврата по кредитам наступил в 2012 году, но ни «Армавиа», ни Mika Limited не расплатились. В конце прошлого года права требования долгов с компаний перешли от армянского российскому ВТБ.