За 2013 год правозащитная общественная организация «Хельсинкская ассоциация» получила порядка 30 жалоб арестантов армянских тюрем. Большая их часть относится досрочного освобождения. Приговоренные также жалуются на отсутствие медуслуг на должном уровне.
Есть осужденные, написавшие признательные показания в результате пыток, которым они подверглись в отделении полиции. Они обратились к правозащитной организации с просьбой помочь с обращением в Европейский суд, а также прислать наблюдателя, чтобы фиксировать нарушения в ходе следствий по их делам.
«Хельсинкская ассоциация» предоставила Epress.am несколько писем. Представляем отрывки из них:
арестант уголовно-исполнительного учреждения «Нубарашен»
«Я сказал, что украл поросенка и не в курсе других краж, а Пайлак стал избивать меня. Я, испугавшись за свое здоровье, дома у меня дети 4 и 5.5 лет, написал показания под диктовку опера и следователя. Меня всю ночь продержали в «обезьяннике», утром пришла жена, увидела меня избитого, потом отвели к судмедэксперту, следователь мне сказал, чтобы я сообщил врачу, что получил травмы дома. Так и сделал.
Сейчас я провожу голодовку, три месяца назад я написал жалобу генпрокурору. Пришел ответ, в котором говорилось, что следователь по особым делам написал, будто я вру. Я отправил им диск, на котором ясно видно, что в управлении у меня не было повреждений на лице. Следователь подделал документы, будто меня поймали избитым и не учел ни одного факта».
Арестант Нубарашенской тюрьмы Таврос Восканян
«Хочу заявить со всей ответственностью, что эти железные прутья уже долгое время находятся в моем желудке, естественным путем не выходят, у меня постоянные сильные боли, нормально питаться я не могу. Мой вес с 59 кг. уменьшился до 54, я приобрел хроническое расстройство пищеварения. Обо всем об этом я написал суду, сообщив, что буду не в состоянии нормально принимать участие в судебных заседаниях и тем более защищать себя, так как из-за болей не могу сконцентрироваться. Прошу помочь мне и ходатайствовать о моем переводе в «Больницу для заключенных» на стационарное лечение».
Арестант Нубарашенской тюрьмы Армен Кабалян
1 октября 2013 года меня в рамках возбужденного в прошлом уголовного дела, которое неоднократно откладывалось, приговорили к 9 годам заключения, без учета важных обстоятельств, связанных с подделанными органами предварительного следствия, следователями протоколами и заменой вещественного доказательства ножа на другой нож. В связи с этим я представил ходатайство о назначении экспертизы почерка и вызове эксперта, однако суд отклонил ходатайство, призвав меня обратиться в Специальную следственную службу. Я обратился в ССС и генеральную прокуратуру, представив даже подделанные протоколы. Получил ответ: «Мы не получали подобного решения суда, поэтому заявление отправляется суду».
Арестант ванадзорского уголовно-исполнительного учреждения Армен Газарян
«Сообщаю о беззаконии в моем отношении, которое носит постоянный характер, все мои права были нарушены, нарушены все нормы конституционной конвенции и самое главное – не был учтен статус моей семьи.
У меня пожилая мать, жена, у которой нет постоянной работы, и дочь, которой 2.4 года, отец мой умер, я – кормилец семьи. Я решил взять на себя некоторые дела и отметил, чтобы были легкие дела, в которых немного гражданских исков, мне обещали, что так и будет. Вышло наоборот: в настоящее время на мне два гражданских иска, общая сумма которых составляет 10 миллионов, и никто не обращает внимания на этот факт».