Конституционный суд продолжает рассматривать вопрос конституциональности обязательного компонента в системе накопительной пенсии. Иск о признании закона антиконституциональным представили 4 некоалиционные фракции армянского парламента «Армянский национальный конгресс», «Наследие», «Дашнакцутюн», «Процветающая Армения».
Член КС Феликс Тохян поинтересовался у зампреда Центробанка Нерсеса Ерицяна, в каком законе говорится о том, что после решения Конституционного суда ЦБ может распространить комментарий о данном решении, кроме того, давать ему оценки.
Когда в январе КС временно приостановил действие закона, ЦБ заявил, что на работодателей он не распространяется, и они должны перечислить обязательные накопительные выплаты.
Ерицян заявил, что ЦБ не наделил его такими правами, и не прокомментировал решение КС, просто распространил соответствующее ситуации заявление, за которое несет ответственность.
Председатель КС Гагик Арутюнян призвал Ерицяна отвечать по существу и четко: «Старайтесь не оценивать вопросы».
Арутюнян также призвал давать исчерпывающие ответы министра труда и по социальным вопросам Артема Асатряна. В частности, на вопрос Тохяна «является ли получение пенсии конституционным правом гражданина?» Асатрян ответил «да».
На следующий вопрос «может ли гражданин отказаться от права на пенсию?» министр ответил, что после получения права на пенсию гражданин пишет заявление о желании получать ее, по сути, так и не дав четкого ответа.
Член КС поинтересовался, почему гражданин обязательно должен платить за получение пенсии, если может от нее отказаться. «Выплата уже обязательство», — сказал Асатрян.
«Почему вы говорите гражданину: плати 40 лет, чтобы потом иметь право отказаться?», — спросил Тохян.
«Создается система социальной защиты страны. Думаю, мы уже запоздали и если мы снова отложим ее создание, это приведет к тяжелым последствиям. Все наши расчеты показывают, что минимум 20-25 лет должны совершаться 10-процентные выплаты, чтобы реформа состоялась, в противном случае система не будет работать и выполнять свою функцию. Если мы исходим из цели, решения очень ограничены», — заключил Асатрян.