Для любой революции самым важным испытательным сроком является промежуток времени, следующий сразу после ее победы. Об этом на сайте Ilur.am пишет первый президент Армении, лидер «Армянского национального конгресса» Левон Тер-Петросян.
Именно в этот период, отмечает он, воодушевленные победой, активисты монолитного движения начинают заниматься самодеятельностью и пытаются теми же революционными методами решить множество локальных проблем, копившихся годами.
«Сегодня мы стали свидетелями именно такого явления. Почти по всей территории республики проходят, хоть совершенно справедливые в своих требованиях, но нерегулируемые революционным центром акции протеста сотрудников Араратского цементного и ювелирного заводов, Агаракского медно-молибденового комбината, «Наирит»-а, занятых в производстве молока, таксистов, автоимпортеров, сторонников «Сасна црер», людей, заинтересованных возникшими в вузах проблемами, а также директоров школ и детсадов, недовольных деятельностью мэрии Еревана и областных администраций, протестующих против земель в Севане под церковную дачу, служащих военкоматов и т.д.
Повторяю: все эти мероприятия, все выдвигаемые требования, за небольшими исключениями, совершенно справедливы. Эти вопросы должны были решить давно. И если до сих пор они не выражались явно, то только из-за жестокого противодействия режима, насилия силовых структур, террора со стороны криминальных элементов, из страха лишиться работы и бизнеса. Сегодня страхи исчезли, и люди пытаются решить их методом движения Пашиняна, дисциплинированно исполняющего инструкции лидера.
Но не учитывается одно важнейшее обстоятельство: Пашинян сегодня – премьер Армении, глава государства, важнейшее обязательство которого заключается в обеспечении нормальной деятельности госорганов. Поэтому, даже движимые искренними стремлениями, эти случаи захвата зданий и перекрывания улиц с блокированием дорожного движения, в конечном итоге, хоть и не намеренно, направлены именно против Пашиняна. Не исключено, однако, что, помимо искренних и спонтанных действий активистов движения, некоторые подобные акции провоцируются прежним режимом, который, хоть и отступил, но отнюдь не капитулировал.
Через несколько дней республиканцы, ясное дело, утвердят программу правительства, возложив на Пашиняна всю ответственность за управление страной и избежав проведения невыгодных им в данный момент внеочередных выборов. После этого те, кто продолжает оставаться в сплоченных рядах, попытаются подобными методами и срывом представляемых правительством законодательных инициатив, путем явного саботажа постепенно снизить авторитет новой власти, и создать в стране ситуацию хаоса.
Главным критерием того, что государство состоялось, является его управляемость, бесперебойная деятельность госмашины. Если не будет обеспечена управляемость страны, ни одно государство, даже дружеское, не будет воспринимать всерьез власть этой страны. В Армении сложилась исключительная ситуация, когда государственная машина может попросту сломаться, обрекая страну на совершенную неуправляемость.
Это самая опасная ситуация для любого государства», — в частности, пишет Тер-Петросян.
Он отмечает, что поводом для написания статьи стало только и только сопереживание новому правительству.
«Нынешнее общенародное движение зафиксировало большую историческую победу: свергнута 20-летняя тирания. Тем самым Пашинян уже достоин занять место в истории Армении. Для народа станет огромным разочарованием, если ему не удастся выйти с достоинством из нынешнего опасного этапа и занять более почетное место в истории», — заключил первый президент.