Омбудсмен Армении обратилась в Конституционный суд, чтобы оспорить законность запрета на членство в профсоюзах и религиозных организациях, действующего для разных видов общественных услуг.
Речь о пункте 7 ч. 1 закона 39 «О службе в полиции», ч. 5 ст. 6 закона «О профсоюзах», ч. 8, ст. 43 закона «О службе в органах нацбезопасности», п. 1 и 3 ст. 8 закона «О военной службе и статусе военнослужащего», предусматривающих абсолютный запрет для служащих в органах полиции, нацбезопасности, военнослужащих, прокуроров, судей и судей КС на членство в профсоюзах, а для служащих в органах нацбезопасности — в том числе в религиозных организациях, для военнослужащих — на создание религиозной организации.
В заявлении, в частности, отмечается, что запрет на членство в профсоюзах не вытекает из характера упомянутых видов службы, лишает работников важнейшего средства коллективной защиты своих прав и противоречит самой сути свободы союзов. Также Защитник прав человека оспорил то, что служба в органах нацбезопасности и военная служба сами по себе несовместимы с правом на членство или создание религиозной организации.
«Стоит отметить, что еще 18 марта 2020 года Конституционный суд решением признал пункт 7 части 1 статьи 39 закона «О службе в полиции» противоречащим Конституции и недействительным по части запрета на членство в религиозной организации служащего полиции.
Основываясь на этом решении, а также на анализе положений международных правовых документов и позиций международных инстанций, в заявлении зафиксировано, что соблюдение упомянутых норм привело к несоразмерному ограничению свободы религии и свободы объединений отмеченных лиц. Омбудсмен оспаривает соответствие представленных норм статьям 41, 45, 78, 79 Конституции Армении», — говорится в заявлении офиса Омбудсмена.