После града в селе Привольное, Лорийской области Армении, местные жители заняты латанием крыш. Кто-то уже взял кредит, чтобы сменить шифер: «Вода заполняет дом». Другие заливают дыры монтажной пеной, покрывают камнями — временное решение, «пока поймем, что делать».
Глава села не пожелал говорить на камеру.
«Мы проводим оценку. Повреждены более 50-ти домов, множество автомобилей, пшеничные поля попорчены. Мы передадим данные областной администрации».
В полуразрушенном здании сельской администрации отремонтирован только кабинет административного главы, соседние залы пусты и полуразвалены, на пыльных полках библиотеки советские книги.
Еще не растаявшие градины сельчане хранят в морозильных камерах, чтобы показать — «размером с куриное яйцо», «их было немного, но крупные», «бил и разбивал на месте».
Несколько пастухов получили легкие повреждения, несколько голов скота сдохло.
Крыши из шифера на жилых домах, хлевах, гаражах вышли из строя. На металлических кровлях образовались вмятины.
Часть дома Анаит обрушилась. Кровля и до града была ветхая. Теперь ее временно покрыли брезентом.
Внутри дома — дождевая вода: «И матрасы попортились».
Этот дом Анаит купила для дочери и внуков. После града ее дочь перебралась к деверю. Супруг и сын женщины давно в России: «Ездят в Подмосковье, чтобы заниматься строительством».
Там же находятся мужья ее соседок: некоторые из них не приезжали по несколько лет, а кому-то удается раз в год выбраться на несколько дней.
Зварт баюкает младенца, указывая на автомобиль мужа: град раздробил стекла. Ее соседка прикрепляет к окнам целлофан — «пока не поставлю новые».
Большая часть села живет за счет скотоводства, сдачи молока. Компания «Аштарак кат» платит 130 драмов ($0.3) за литр. «Раньше литр стоил 170».
Большие семьи занимаются и сельским хозяйством.
Один из сельчан показывает пшеничные поля. Колоски сломались — урожая не будет. Речь о сотнях гектаров, распределенных между множеством семей. Страховки, по словам собеседника, ни у кого не было. Противоградовой станции в селе нет.
Деньги сельчане не откладывают, живут «хлебом насущным на сей день…».
Близ церкви стоит дом, хозяева — отец и сын — с утра меняют крышу. Металлический шифер привезли из Ванадзора, административного центра: «Заплатили 600 000, не считая оплату работы мастера». Они взяли кредит, и «если не выплатят компенсацию, станет совсем худо».
У их односельчанки Дуни все еще сложнее. Крыши дома, хлевов, гаража не подлежат ремонту. На обновку нужно 3 миллиона. Супруг женщины рассказывает о братьях, сестрах и племянниках, проживающих в разных постсоветских странах. Часть их семьи — в Минске, но вскоре вернутся в Армению: «В стране Лукашенко жить невозможно».
Жители Привольного недовольны Таширским Само — российским предпринимателем Самвелом Карапетяном, — его политизированной родней, главой общины и аполитичным главой села.
Все ждут вестей о том, будет компенсация или нет, если будет, то когда и в каком размере.
Epress.am обратился за ответами в Министерство территориального управления и инфраструктур и Лорийскую областную администрацию.
пресс-секретарь Министерства: Есть комиссия, которая занимается оценкой вреда — не только в селе Привольное, но во всех населенных пунктах и общинах, пострадавших от града. Решение будет принято после резюмирования данных. Практика такова, что в подобных случаях Правительство возмещает понесенный гражданами вред.
Вице-губернатор Лорийской области Гор Асрян: Град был и после Привольного — 21-го числа.
В городе Ташир пострадали общины Ташир, Медовка, Привольное. В укрупненной общине Лори Берд пострадали Овнанадзор, Ягдан, Огер, Агарак. В общине Гюлагарак пострадали Гюлагарак, Гаргар, Обардзи, Вардаблур и Кохес. В общине Спитак — населенные пункты Спитак и Аревшох. В общине Памбак — Памбак, Ваагни, Дебет, Ваагнадзор и т.д.
В Гюлакараке, Памбаке, Спитаке пострадали посевные площади сельскохозяйственных культур, но в остальных общинах повреждены крыши, теплицы, стекла, фотовольтовые станции, водонагреватели.
Противоградовые станции сработали в полную силу, просто бороться с такими градоносными грозами они не в состоянии.
Окончательные протоколы еще не готовы. В настоящее время общинные комиссии оценивают размер ущерба, данные отправляются в областную администрацию. Мы должны изучить, провести мониторинг и только потом — отправить данные Правительству.
Губернатор Лори Арам Газарян: Вопросами компенсации занимается республиканская комиссия. Даны все поручения. Данные еще не подытожены.