29 октября президент Армении Серж Саргсян созвал в прокуратуре страны совещание с участием представителей правоохранительных органов по вопросам, касающимся состояния осуществляемого по уголовным делам предварительного следствия.
Глава государства заявил, что успешное решение задач предварительного следствия в значительной степени обусловлено надлежащей реализацией исключительной функции прокурорского надзора в этой сфере. Однако помимо упоминания о заметном положительном сдвиге в деятельности прокуратуры с точки зрения борьбы с отдельными видами преступлений, Саргсян подверг жесткой критике «имеющие место негативные явления – действия, обусловленные небрежностью или злонамеренностью отдельных прокуроров». Об этом сообщает пресс-служба президента.
«Вообще, прокуратура продолжает оставаться в ряду тех государственных органов, которые могут показать в своей деятельности хоть и небольшие, однако определенные положительные результаты. Доказательством сказанного, в частности, является констатация международными организациями прогресса нашего государства в борьбе с такими видами преступлений, как отмывание денег и трафикинг. Успешным можно считать и улучшение сотрудничества с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка. В определенной степени улучшилась и работа военной прокуратуры.
Однако должен также констатировать, что продолжает оставаться актуальной проблема небрежности или злонамеренности отдельных прокуроров, которая, к сожалению, не удостаивается должной оценки. Напомню, что в ходе совещания, состоявшегося в декабре прошлого года, при обсуждении вопросов эффективности качества предварительного следствия и прокурорского надзора особый акцент был сделан именно на этом явлении, и было предложено предпринять эффективные меры в борьбе с ним. И хотя в этом направлении сделаны определенные шаги, вплоть до привлечения виновных к ответственности, однако имеющиеся негативные явления не сократились. И частным выводом является то, что отдельные лица из всего этого просто не извлекли уроков. Не извлекли уроков, потому что внутри прокуратуры я не вижу острой борьбы с этими явлениями.
В результате проверок заявлений и жалоб, полученных за этот короткий период аппаратом президента от граждан, в практике предварительного следствия выявлены факты, которые просто несовместимы со здравым смыслом. Мало того, что ведущие следствие должностные лица вместо выяснения обстоятельств дела посредством фальсификаций подменяют факты произошедшего, еще и покрывают преступников и скрывают преступление. Более того, в некоторых случаях преступление взваливается на другого. Я просто не представляю более низкого и безнравственного деяния со стороны работника правоохранительных органов. Мы сегодня еще услышим об этих фактах.
В ходе изучения вашей деятельности в течение всего двух-трех месяцев выяснилось, что, например:
При попустительстве прокурора несколько совершивших преступление человек становятся свидетелями по делу, даже не при попустительстве, а при его активном участии.
Прокурор вместо того, чтобы бороться с преступностью, сам совершает преступление и оказывается в розыске. И никто не несет за это никакой ответственности: ни его непосредственный начальник, ни должностное лицо прокуратуры, которое по должности также обязано осуществлять надзор за деятельностью этого прокурора.
Следующее – вместо осуществления надзора за соблюдением законности, в наглой форме спорит с сотрудником другого правоохранительного органа. Спор здесь, наверное, неверное слово. Сотрудника полиции через его начальника приглашает в свой кабинет и нагло дает ему пощечины, то есть избивает. И обязательно я должен вмешаться, чтобы этот человек не то чтобы был привлечен к уголовной ответственности, а чтобы его просто уволили из системы прокуратуры. Если прокурор сам будет заниматься самосудом, сам будет так поступать, чего тогда он может требовать от других?
Прокурор остается безнаказанным, оказавшись в неподобающей званию прокурора ситуации. То есть прокурор устраивает драку на улице, ясно, что после шума возбуждается уголовное дело, и потом, с привлечением несуществующего свидетеля, всеми возможными и невозможными средствами ведут дело и хотят осудить другого.
Есть преступная, порочная тенденция: при расследовании дел вдруг возникает необходимость в изучении 15-летней деятельности. Поручают налоговой изучить деятельность этой организации за последние 15 лет. Нужно допросить сотни людей, и это в том случае, когда это мало касается дела. И все это объясняют якобы всесторонним, полным расследованием дела. Какое ваше дело? Преступление раскройте!
И это всего лишь несколько примеров из зафиксированных случаев. Может мне кто-нибудь объяснит, как вообще может быть такая атмосфера в правоохранительном органе? То есть, это означает, что некоторые люди зажрались. Если заместитель прокурора области думает, что он может себе позволить такой поступок, я не могу дать другую оценку», — сказал президент.
Участникам заседания был представлен осуществленный в аппарате президента Армении анализ практических проблем состояния предварительного следствия по уголовным делам. Представленные объективные данные и их всесторонний анализ позволили сделать выводы, что:
лица, ответственные за предварительное следствие по уголовным делам осуществляют свои процессуальные полномочия ненадлежащим образом или не осуществляют вообще.
В ходе расследования тяжких или особо тяжких преступлений нарушается требование всестороннего, полного и объективного расследования дела.
Вследствие этого не решаются установленные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армения задачи: совершившие преступления лица не привлекаются к уголовной ответственности, очевидно невиновные лица обвиняются в совершении преступлений либо без необходимости подвергаются ограничению прав.
Должностные лица, допустившие нарушения, не привлекаются к адекватной совершенному ответственности либо вообще остаются безнаказанными.
Учитывая характер зафиксированных проблем и их последствия, президент дал конкретным ответственным поручения для исправления ситуации.
В конце совещания Серж Саргсян подчеркнул, что ожидает заинтересованного отношения от генерального прокурора Армении, его заместителей, ответственных за расследование. «Я требую от всех принципиальности. Каждый должен иметь ответственность, и эта ответственность должна быть зафиксирована.
Мы по результатам первого квартала 2012 года вновь коснемся качества следствия и конкретных случаев», — заключил Саргсян.