22 января судья суда общей юрисдикции Лорийской области Армении Лусинэ Абгарян постановила оштрафовать на 150 000 драмов (порядка $290) жителя села Арджут Карена Хечояна. Он обвиняется в периодическом насилии над женой Лусинэ Габузян и несовершеннолетней дочерью Марусей Хечоян. Супруги на судебном заседании не было. Адвокат пострадавших Лиана Манусаджян назвала вердикт «смешным».
Отец воспитывал дочь, связывая цепью в хлеву
Подсудимый Хечоян, ветеран карабахской войны, обвиняется в избиении и нанесении телесных повреждений жене и детям на протяжении лет. Поводом для этого служили бытовые ссоры с женой.
«Меня и детей избивал по режиму. Дети месяцами не ходили в школу, пока синяки не пройдут», — рассказала Габузян адвокату.
После очередной ссоры отец связал цепью в хлеву старшую 16-летнюю дочь Марусю. Так, заявил Хечоян в суде, он пытался воспитать дочь.
Маруся рассказала адвокату и о другом методе воспитания родителя: «Он настраивал против матери, и мы часто давали в полиции показания против мамы. Когда мы этого не делали, он жег наши пальцы на печи».
Каждый раз после побоев Лусинэ сбегала в город Ванадзор – в отчий дом. Но опасаясь угроз мужа, возвращалась обратно.
После последнего случая избиения она попала в больницу с переломом носа, сотрясением мозга и множеством синяков. Выписавшись из медучреждения, она обратилась в организацию «Женский ресурсный центр», который предоставил ей и 2 детям временное пристанище. Трое других детей остались с отцом.
«Патриот, ветеран Карабаха», «уважающий армянские традиции мужчина» не считает себя виновным
В суде Хечоян не признал свою вину. Он назвал себя патриотом-ветераном Карабаха, который живет законопослушной жизнью.
«Плевать мне на всех вас. Я работал в полиции, закон знаю хорошо», — на судебном заседании в пятницу, 22 января, заявил посдудимый, обращаясь к адвокату супруги, поддерживающим ее в зале суда людям и журналистам. В ходе заседания Карен Хечоян вел себя агрессивно: стал угрожать и материться, когда корреспондент Epress.am, получив разрешение судьи, начал фотографировать присутствующих.
В суде были представлены результаты судмедэкспертизы, согласно которым, на лбу старшей дочери есть кровоподтек диаметром 3.5см. Хечоян не отрицал, что это – результат его «воспитания».
«Я нажал пальцем в лоб, сказал «выйди из дома», когда она вошла с грязными руками. Не могу [делать этого]?», — прокричал подсудимый.
Прокурор Армен Погосян заявил, что такая травма не могла быть нанесена нажатием пальца. Он считает рану следствием удара тупым предметом.
О своих методах воспитания Карен Хечоян высказался в суде следующим образом: «Я армянин, который уважает армянские традиции, и мои дочери должны покинуть отчий дом девственницами».
Как отреагировала полиция
Лусинэ Габузян говорит, что всякий раз, обращаясь после очередного избиения в правоохранительные органы, она отчаивалась еще больше. В частности, когда муж связал дочь в хлеву, Лусинэ обратилась в подразделение по делам несовершеннолетних при полиции Ванадзора. Здесь женщину упрекнули за то, что та пришла с ребенком: «Зачем ты привела сюда ребенка? Сегодня она идет против отца, завтра против тебя пойдет».
Смешной вердикт суда
Признанный виновным по статьям 117 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и 118 (избиение) может быть оштрафован либо арестован на срок не свыше 2 месяцев. Прокурор потребовал оштрафовать Хечояна на 250 000 драмов, судья смягчил наказание и назначил штраф в размере 150 000 – с учетом смягчающих обстоятельств.
В качестве смягчающих обстоятельств в обвинительном акте отмечается, что под опекой подсудимого находятся дети младше 8 лет, а также отсутствие у Хечояна судимостей.
Судья, в свою очередь, сообщил о получении им от односельчан и сослуживцев мужчины документа с характеристикой: его охарактеризовали как «меланхоличного» и «очень патриотичного» человека.
Ветеран Карабаха, периодически подвергавший членов семьи насилию, удостоился похвалы и от местного филиала Союза добровольцев «Еркрапа». По их определению, Карен Хечоян «добросовестно участвует во всех национальных и патриотических мероприятиях».
Адвокат Манусаджян заявила, что пострадавшая сторона обратилась в Апелляционный суд, требуя более строгого наказания. «Преступление такой категории предполагает более строгое наказание, обойтись в этом случае лишь штрафом, мягко говоря, смешно», — заявила она в беседе с Epress.am.
Почему в Армении происходят многочисленные случаи домашнего насилия
Вопрос не решается, так как, по мнению экспертов, в УК Армении нет законов или формулировок, затрагивающих конкретные случаи насилия в семье. Все подобные случаи регулируются упомянутыми статьями 117 и 118. В этом случае предусматривается крайне мягкое наказание: судьи даже не применяют максимального наказания, предусматриваемого этими статьями, — 2-месячный арест – и смягчают приговор.
По словам директора «Центра поддержки женщин» Маро Матосян, в Армении нет специально разработанной, стабильной гендерной политики для жертв домашнего насилия, нет механизмов и способов поддержки, правительство не предлагает свои услуги жертвам и их детям.
Полиция также бездействует: нет механизмов расследования инцидентов и грамотной работы с жертвами. В отделах соцуслуг нет подготовленных специалистов. По мнению Матосян, проблема заключается в отсутствии закона о домашнем насилии.
Шаганэ Хачатрян