В день, когда меня провожали в армию, все давали советы. Взрослые говорили: «Думай о своих родителях. Самое главное – вернись здоровым и невредимым».
Советы уже отслуживших друзей были более практичны: «Подметать уже не западло. Другое дело – туалет. В первые месяцы ни с кем не сближайся. Не смейся над чужими шутками. Вообще, старайся не улыбаться, всегда оставайся серьезным. Не храни при себе денег. Не прячь еды. Ешь больше сладкого, умывайся чаще и вообще следи за гигиеной. Какое бы дело ты ни выполнял, делай за себя, за других — ничего».
Я служил в одной из воинских частей области Арагацотн. Проблем с солдатами у меня почти не было, так, по мелочам. Опасность представляли офицеры-беспредельщики. Они, избивали новобранцев, бросали солдат в сортир. Материли солдат (ругались матом в адрес родителей).
Очередь дошла и до меня. Один лейтенант, окончивший местную академию, матерясь, заставлял меня убирать. Мы подрались. Ночью пришли офицеры, подняли меня с постели и, избивая, бросили в карцер.
Это место в 1х1,5 метра, до колен наполненное водой, а из стены торчит арматура. Был ноябрь. Я пытался разминаться, чтобы не замерзнуть. Ног я не чувствовал, впрочем, как и боли. Подтягивался на арматуре, садился на не, прислоняясь к стене, чтобы поспасть. Утром перевели на гауптвахту. Так я отморозил по два пальца на ногах.
Сергей Д.