Выводы в докладе Международной кризисной группы, не исключающей возможности спонтанного возобновления военных действий в Карабахе, не соответствуют его насыщенной фактологической части. Подобное мнение высказал директор Института Кавказа Александр Искандарян.
«В последние годы столкновения происходили, не исключено, что некоторые столкновения и перестрелки происходили ненамеренно, и это не приводило к началу более широкомасштабных боевых действий. Тем не менее, вывод делается, что возможно случайное возникновение войны», — добавил политолог, подчеркнув, что этот вывод никак не обосновывается в докладе.
По его словам, с учетом также предыдущих докладов складывается интересная ситуация: «В этом докладе не говорится о том, что нужно освобождать территории. Во всех предыдущих это говорилось». Нереалистичность такого рода поведения сторон в дальнейшем осознается даже авторами доклада, отметил Искандарян.
В последнем докладе Группы, напомнил политолог, говорится, что война может начаться случайным образом: «У меня возникает ощущение, что целью доклада является обоснование тезиса о том, что война возможна».
Однако подобные доклады Искандарян считает полезными и нужными. По его мнению, важно, чтобы во внешнем мире к карабахскому конфликту было какое-то внимание, сейчас уменьшающееся. «Но для того, чтобы такого рода доклады действовали как аналитический документ, а не как страшилка, у них должен быть аналитический формат — отстраненность от политических или пропагандистских целей».
На вопрос, значит ли это, что есть поводы усомниться в «нейтральности» Международной кризисной группы, политолог ответил, что не станет говорить, чьи интересы отражает доклад и отражает ли, вообще, «я не могу это говорить без доказательств».
Искандарян, однако, не считает, что у США есть задача подготовить армянское или азербайджанское общество к войне. «Очень часто разговоры о том, что война возможна и вероятна, имеют вполне мне понятную и в больших кавычках «благородную» цель: давайте мы напугаем армян и азербайджанцев, они испугаются и пойдут на шаги, которые приведут к мирному разрешению конфликта».
Но этот подход политолог считает наивным, так как «напугать можно, когда ты говоришь 1 год, 2 года, 5 лет. Когда ты говоришь об этом 20 лет, это перестает пугать и, соответственно, перестает действовать».