В пятницу, 18 февраля в начале своего выступления на митинге Армянского национального конгресса первый президент, лидер оппозиции Левон Тер-Петросян прокомментировал заявления Сержа Саргсяна по карабахскому конфликту, которые, по словам лидера оппозиции, дают повод для серьезного беспокойства.
«В этом смысле особенно примечательно его интервью радиостанции «Эхо Москвы» от 27 января, которое выделяется рядом беспокоящих, если не сказать возмутительных моментов», — сказал Левон Тер-Петросян.
Лидер АНК процитировал отрывок из интервью: «На самом деле переговоры ведет Армения, потому что иного выхода нет. Азербайджан просто не хочет вести переговоры с Нагорным Карабахом».
По словам первого президента, фактически, Саргсян, с одной стороны, признает, что в этом вопросе Армения подчинилась шантажу Азербайджана, с другой – не считает нужным напомнить, что, по решению будапештского саммита ОБСЕ 1994 года, Нагорный Карабах наделен полноправным мандатом стороны конфликта, который не был признан недействительным ни одной международной инстанцией и правомочность которого не зависит от прихоти Азербайджана.
— Тем не менее, случайна ли эта нелепая потеря памяти? К сожалению, нет. Это не может означать ничто иное, как то, что Саргсян, по примеру своего предшественника, вовсе не намерен восстанавливать статус Карабаха в качестве субъекта конфликта и равноправного участника переговоров и тем самым существенно усилить позиции армянской стороны в процессе урегулирования.
В связи с упомянутым комментарием Саргсяна сложно обойти и следующий парадокс: постоянно говоря о необходимости решить вопрос Карабаха на основе права наций на самоопределение, он не чувствует, что, на самом деле, именно он и попирает это право. О каком самоопределении может идти речь, когда самоопределяющийся субъект вытесняется из процесса, призванного вершить его судьбу?.
В том же интервью Серж Саргсян повторяет свою угрозу о том, что в случае развязывание Азербайджаном войны Армения признает независимость Нагорного Карабаха, на этот раз выразив эту мысль таким образом: «Признание Нагорного Карабаха состоится, если Азербайджан начнет военные действия».
Однако, по-моему, это не столько предупреждение, адресованное Азербайджану, сколько заявление для внутреннего пользования, ответ на требование, представленное в Национальном Собрании партией «Наследие» относительно признания Нагорного Карабаха. Оно очевидным образом преследует цель вдохновить общество. Якобы власти Армении не полностью против признания Карабаха, а ждут удобнейшего для этого случая, каким может стать возобновление войны со стороны Азербайджана.
Что касается угрозы признания Карабаха, думаю, всем понятно, что это не тот рычаг, который может предотвратить намерение Азербайджана решить вопрос военным путем. Есть более впечатляющие и эффективные рычаги, которые саргсяновский режим упорно игнорирует. Это – оздоровление внутриполитической ситуации страны, развитие экономики, искоренение коррупции, прекращение эмиграции, повышение боеспособности армии и так далее. Не осознавать этих фактов и заниматься пустой риторикой равнозначно преступному бездействию, если не сказать государственной измене.
Еще более чудовищна мысль Саргсяна о вероятности возобновления войны. «Мы против войны – говорит он и тут же добавляет – однако это не означает, что мы боимся ее. Мы должны защищаться, у нас нет другого выхода, так как если каким-то чудом Карабах хоть на час окажется под контролем Азербайджана, там не останется ни одного армянина. Какая разница, как мы потеряем Карабах?
Это дает основание сделать вывод, что в глубине души Саргсян смирился с мыслью о потере Карабаха и единственное, что его сейчас беспокоит это вариант, когда бы это произошло после героической борьбы, чтобы пополнить нескончаемый ряд моральных побед армян и рождения очередной политической легенды: «Что мы могли сделать? Мы до конца выполняли наш священный долг, но проиграли в неравном бою. Мир нас предал, наши союзники покинули нас и т.д., и т.п.».
Однако, если ему кажется, что этим дешевым трюком он в очередной раз может сбить народ с толку и избежать ответственности, он глубоко заблуждается. Нынешнее общество Армении – не общество 20-х годов, чтобы наивно проглотить эту легенду», — резюмировал свою речь о карабахском конфликте Левон Тер-Петросян.