Когда у меня возникла идея написать эту статью, я начал вспоминать армянские лица, которые видел в Грузии, в России, в Украине, в Казахстане, в Киргизстане, в Армении, в детстве.
Детство для меня не период жизни, детство для меня — территория. Политологи, журналисты, шоферы, общественные деятели, деятели искусства, дети, сельские жители, директора школ и учителя, студенты, официанты… не буду рассказывать банальные миротворческие истории. Мы жили в одном дворе, арбуз кушали, в домино играли, дрались с детьми из соседнего двора: мы били, нас били. Моя мама работала в центральной больнице. Иногда после уроков я заходил к ней на работу. Персонал больницы, особенно медсестры, состоял в основном из армян и молокан. Тогда я был белокожим и пухленьким ребенком. Одевали меня хорошо. Так что я отличался от других провинциальных детей. Там, в больнице мне давали печенье, конфеты, ирис, шоколад. Мне это очень нравилось. Была там одна женщина, армянка. Она одевалась красиво и ярко, отличалась от всех, постоянно улыбалась, и выглядела очень доброй. На нее приятно было смотреть. Спустя годы, когда я услышал, что и она тоже каждое воскресенье участвовала в собраниях в Степанакерте, мне стало не по себе. И сейчас, вспоминая все, что случилось, все, что прошло перед моими глазами, все, что мы пережили во время войны и после войны — потеря дома, непонимание окружающих, превращение в мишень иронии и жалости – я не могу ненавидеть армян, просто я их не прощаю. Хотя по логике должно быть и то и другое вместе. Не хочу открывать очередной разговор, кто первым начал и кто виноват.
АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА, или ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЖИММИ
Армянская диаспора – это беда армянского народа. Они, со своей исторически настроенной ностальгией, с французскими, с американскими паспортами, с деньгами в бумажниках, приезжают в Армению, отдыхают на природе, в комфортных отелях, фотографируются, наслаждаются жизнью и возвращаются к себе домой. А простые армяне, в Армении, остаются со своими проблемами. Они мучаются, их надежда на будущее, вера, в то, что когда-нибудь будут жить по-человечески, угасает день ото дня. Но если родина такая красивая, почему люди хотят при любой возможности покинуть страну. Ведь человеку очень трудно быть счастливым одному. Человек должен быть счастливым со своими родными, семьей, родственниками, со своим народом, на своей родине. Легко жить в комфорте и любить родину, природу. Армянская диаспора напоминает мне индийский фильм «Танцор диско», где в главной роли играет Михтун Чакраборти. Мы его знаем как Джимми. Джимми спас себя. Он стал популярным. Он ходит в белом костюме. Он как-то вышел из нищеты. Судьба ему улыбнулась. И однажды, напившись, Джимми вспоминает свое прошлое, возвращается на улицу, где он вырос, раздает деньги нищим и опять уходит жить своей жизнью. Но ведь люди же там остаются, с той же своей нищетой. Притом, Джимми самый совестливый человек, среди тех, кто сделал себе карьеру. Благодаря таким фильмам в Индии почти все нищие ждут того часа, когда пьяный Джимми, под веянием какого-либо воспоминания, возвратится на свою улицу и раздаст им деньги. В Индии, в каждой двадцатой семье есть телевизор, они очень любят такие фильмы. Даже в самых бедных кварталах, люди собирают деньги, выбирают одного человека, который умеет интересно рассказывать, и отправляют его в кинотеатр. А вечером собираются вокруг, и он рассказывает все, что видел в фильме…
УМНЫ ЛИ АРМЯНЕ?
По статистике интеллект армян выше среднего. В конце почти любой передачи российских телеканалов в титрах читаем армянские фамилии. Армяне очень общительный народ. Быстро адаптируются. На индивидуальном уровне армяне – верные, очень хорошие друзья. Ходят мифы о хитрости армян, о том, что они очень умные, и что очень сильно поддерживают друг друга, и сделают все, чтобы другой армянин смог пробиться.
На первый взгляд, у этого народа есть большой ресурс для создания нормального государства. Но лично я не могу назвать умным народом армян, в начале прошлого века потерявших территории, которые составляют одну третью часть сегодняшней Турции. Тогда армяне имели церковь, язык, культуру, бизнес. Армяне имели влияние, были богаты. Но после широко известных событий – потеряли все.
Армяне очень трудолюбивый народ. Как индивидуумы, по отдельности, они — умные, но когда собирается вместе десять армян у них возникают какие-то фантастические идеи. Будь то простые люди, или профессоры-академики. За эти фантастические идеи они расплачиваются сверх меры. Вообще-то уважающий себя народ не должен иметь дело с азербайджанцами. Даже сегодня, до сих пор, армяне не понимают, с кем имеют дело. Черная энергетика азербайджанцев, в силах разрушить даже саму Америку. Если армяне до войны с азербайджанцами думали об идее государства от моря до моря, сейчас они заняты спорами о долме. Видите, как упал курс?
До карабахской войны, каждый армянин, живший в Баку, еще в советское время, имел минимум две квартиры. Армяне жили в самых престижных кварталах. Работали в самых доходных местах. И не только в Баку, во всем Азербайджане. Если бы армяне потерпели всего два года, весь Азербайджан был бы у них в руках. Этот общительный, трудолюбивый, легко адаптирующийся народ мог бы достичь всего. Например, в BP точно бы работали только армяне. После случившегося я не могу назвать армян умными.
ГОРЕ ОТ УМА
Армяне на самом деле древний народ. Имеют свою культуру. Креативны. Но они столько возились со своим прошлым, со своей историей, что это прошлое превратилось в анекдот. Анекдотом стало даже то, чем любой другой представитель любого другого народа мог бы только гордиться. В превращении истории в анекдот виноваты сами армяне. Они своей историей всех занадоели. Первый театр – у них. Коньяк – у них. Пиво – у них. Первое христианское государство – у них. С армянами спорить нельзя. Строго запрещено. У армян есть Бог Спора. Они получают от этого бога особую сокрушающую силу. Когда армяне говорят о своем прошлом, об истории, единственный выход – улыбаться. Только так простой смертный может нейтрализовать эту божественную мощь.
В других статьях я много говорил о народе, который живет в прошлом. Только слабые люди, слабые народы могут так жить, неосознанно лишая себя надежды на будущее. Когда живешь в прошлом, своими руками замуровываешь дверь в будущее. У армян есть прошлое, но нет будущего.
Сеймур Байджан, писатель
материал с http://kultura.az