Коммунистический Кремль болезненно реагировал на инициативы, исходившие из Армении и Нагорного Карабаха. Кремль полностью контролировал СМИ и использовал их для разжигания ненависти между народами республик Закавказья. Об этом в беседе с “РИА Новости” заявил активный участник Карабахского национально-освободительного движения, политолог Степан Григорян, комментируя ситуацию вокруг провозглашения независимой Нагорно-Карабахской Республики именно в сентябре 1991 года.
«Думаю, многие помнят репортажи о карабахском конфликте в программе «Время» и статьи в газетах «Правда» и «Известия», из которых практически ничего нельзя было понять, кроме того, что «экстремистски настроенные элементы организуют митинги и шествия» и в результате столкновений «погибли люди разных национальностей». И это в то время, когда на площади Свободы в Ереване в 1988-1990 годах собирались мирные митинги, в которых участвовало несколько сотен тысяч человек, где наряду с проблемой Нагорного Карабаха поднимались вопросы демократизации армянского общества, свободы слова, прав человека, проведения справедливых и свободных выборов», — отметил Степанян.
По его словам, по установившейся советской, а по сути — имперской традиции Кремль решил удерживать ситуацию через сталкивание различных этнических, религиозных и социальных групп. На политическое решение внеочередной сессии Совета народных депутатов НКАО от 20 февраля 1988 года о ходатайстве выхода области из состава Азербайджанской ССР и вхождении в состав Армянской ССР, болезненной, а впоследствии и силовой, была реакция не столько Азербайджана, сколько Кремля в лице Политбюро ЦК КПСС.
«Достаточно вспомнить операцию «Кольцо», проводившуюся спецподразделениями внутренних войск МВД СССР с использованием бронетехники под предлогом борьбы против незаконных вооруженных формирований в мае-августе 1991 года в армянских селах на севере Нагорного Карабаха, а также Шаумяновского района и Геташенского подрайона Азербайджана, и закончившейся депортацией армян – жителей этих сел.
Все это укрепило в Армении и Нагорном Карабахе позиции сил, которые не верили в способность коммунистической власти на мирное и справедливое решение карабахской проблемы, а также в ее способность к реформированию политической и государственной систем. Поэтому еще за год до путча ГКЧП, 23 августа 1990 года, Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию независимости. Аналогичные документы в соседних кавказских республиках приняли лишь через год», — отметил Степанян.