Главная / Армения / Логика разрушает веру в Бога — ученые

Логика разрушает веру в Бога — ученые

У людей, умеющих мыслить аналитически, нет веры в Бога — они чаще всего придерживаются атеизма. При этом даже человек с интуитивным мышлением может усомниться в вере, если начнет решать сложные задачи, говорится в исследовании канадских социологов, опубликованном в журнале The Science.

Вопросом о том, насколько склонны к вере люди с различным складом ума, задались сотрудники университета Британской Колумбии Уилл Жерве и Ара Норензарян. Они провели два эксперимента с 650 студентами из США и Канады. Сначала добровольцы написали тест на аналитические способности, затем ответили на вопросы об отношении к религии. Благодаря этому исследователи смогли сравнить степень их религиозности и рациональности.

Потом студенты занялись решением задач, направленных на развитие логического мышления и воображения. Исследователи продемонстрировали им изображение скульптуры «Мыслитель» Огюста Родена и древнегреческой скульптуры «Дискобол», а также предложили набор из нескольких тестов, набранных мелким, «научным» шрифтом. После этого Жерве и Норензарян вновь провели аналогичное анкетирование, в котором содержались такие вопросы, как: «Я верю в Бога», «Когда я попадаю в беду, я хочу просить помощи у Бога» и «Я просто не понимаю, что такое религия».

Как показал первый эксперимент, люди, изначально мыслящие аналитически, не склонны верить в сверхъестественные силы. Особенно это было заметно по сравнению с теми, кто привык решать задачи интуитивно. После второго опыта в Бога стали меньше верить даже те, кто раньше демонстрировал глубокую склонность к религии.

«Мы хотели изучить фундаментальный вопрос — почему люди верят (или не верят) в бога с разной силой. На духовность индивида влияет комбинация из нескольких сложных факторов, и наше открытие показало, что когнитивная система человека, связанная с аналитическим мышлением, влияет на нежелание индивида верить в сверхъестественное», — пояснил результаты исследования Жерве.

«Наше исследование подкрепляет предыдущие эксперименты в этой области, указавшие на связь между «интуитивным» мышлением и религией. Выводы нашей работы указывают, что активация аналитической мыслительной системы в мозге может подорвать интуитивную веру, по крайней мере, на некоторое время», — добавил, в свою очередь, Норензаян.

Вместе с тем ученые пока не знают, каким образом аналитическое мышление разрушает веру в Бога. По их предположениям, у человека, начинающего думать логически, меняются представления о жизни после смерти. Или же аналитическое мышление начинает преобладать над интуитивным, просто разрушая его.

Не исключено также, что смена образа мышления заставляет пересмотреть людей взгляды на жизнь
«Важно подчеркнуть, что у каждого есть обе системы мышления. Каждый может думать, интуитивно и аналитически, и это не тот случай, интуиция всегда обманывает и логика всегда права», — заключил Жерве.
Впрочем, есть среди ученых и другое мнение. Недавно исследователи из Бристольского университета выяснили, что человек рождается с верой в сверхъестественное . Ученые считают, что эта феноменальная особенность присутствует в людях достаточно давно. Еще в древности наши предки выживали только благодаря вере в высшую справедливость и упорядоченность этого мира. Такой способ самоуспокоения позволял наладить тесные социальные связи и проложить себе путь к эволюции и саморазвитию.