Кавказское турне Клинтон вызвало к себе значительный интерес по нескольким причинам, в первую очередь, из-за выбора времени, считает политолог Сергей Маркедонов. Американский госсекретарь посетила регион после вступления его в полосу избирательных кампаний. В мае 2012 года в Армении избрали новый состав парламента.
По итогам выборов в республике сложилась иная внутриполитическая конфигурация, пишет в своей колонке на сайте Взгляд.ru Маркедонов.
Партия «Процветающая Армения» покинула проправительственную коалицию. И не исключено, что эта политическая сила, близкая второму президенту Роберту Кочаряну, задумала в канун президентской кампании 2013 года свою игру.
По мнению политолога, США тревожит возможная перспектива возвращения Роберта Кочаряна, скептически настроенного в отношении нормализации отношений с Турцией, важнейшим партнером Америки среди стран исламского мира. Обладающего при этом второй по численности армией в НАТО. И базой в Инджерлике, критически важной для американской политики на «Большом Ближнем Востоке». И, конечно же, потрясения в Азербайджане, чреватые ростом «политического ислама» (а симптомов его уже и сегодня немало), не могут оставлять Вашингтон равнодушным. Прикаспийская республика – определенный противовес исламскому Ирану и партнер другого важного союзника США – Израиля.
Политолог напоминает, что турне американского госсекретаря сопровождалось обострением ситуации на линии соприкосновения конфликтующих сторон в Нагорном Карабахе. Все дни с 4 по 6 июня информационные агентства пестрели сообщениями о нарушениях режима прекращения огня в этой точке Кавказа.
«Означает ли это скорую и неизбежную войну? Не стоит спешить с алармистскими выводами. Уже не первый год переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию дополняются не только жесткой милитаристской риторикой, но и периодическими военными демонстрациями. Все это может привести к повторению грузинской ситуации. Однако велик соблазн «повысить ставки». Особенно в канун визитов особо важных дипломатических персон или новых раундов переговоров. Так, 18 июня в Париже состоится новая встреча посредников (США, Франция, Россия). И в канун этого события Клинтон отправила сигнал прямо с Кавказа: «Уже 2012 год, и пора найти, наконец, пути решения этого конфликта. США готовы оказать в этом необходимое содействие». В этом вопросе Россия, в отличие от Грузии, готова разделить миротворческий энтузиазм Вашингтона, поскольку сама заинтересована в равновесных отношениях с Баку, Ереваном и Анкарой. Имеет ли этот московско-вашингтонский консенсус какое-то отношение к реальному разрешению этнополитического конфликта, другой вопрос. В первую очередь прогресс может быть достигнут при наличии воли конфликтующих сторон, а не обитателей вашингтонских или московских кабинетов», — пишет Маркедонов.