Новая ситуация в парламенте Армении, важной особенностью которой является разрушение монолита власти, не сложилась сама собой, но стала следствием продуманных шагов оппозиции и сотрудничества в предвыборный период Армянского национального конгресса (АНК), партий «Процветающая Армения», «Дашнакцутюн» и частично «Наследия». Об этом на митинге 26 июня на Площади Свободы в Ереване заявил лидер АНК, первый президент Армении Левон Тер-Петросян.
По его словам, до выборов многие в АНК и вне его предсказывали, что ППА будет идти одним списком с правящей Республиканской партией, останется в коалиции, поиграет в оппозиционность и предаст. «Этого не только не произошло, но во время выборов и в ходе обсуждения в парламенте новой программы правительства и голосования ППА полноценно сотрудничала с остальными оппозиционными силами».
Споры о том, оппозиционна ли партия «Процветающая Армения», по мнению Тер-Петросяна, искусственны и мотивированы: «Чтобы сбить оппозиционный накал в глазах общества, применяются две уловки: во-первых, за каждым действием ППА видят Роберта Кочаряна и угрозу его возвращения. Во-вторых, утверждают, что «Процветающая Армения» — не реальная оппозиция, поскольку не сделала требуемого регламентом заявления в парламенте. Нужно раз и навсегда зафиксировать, что пугать народ возвращением Роберта Кочаряна преследует очевидную цель — укрепить власть Сержа Саргсяна как меньшего из зол. Люди забывают, что Кочарян, согнувшийся под тяжестью крови 27 октября и 1 марта — самый напуганный в стране человек».
В то же время лидер оппозиции назвал неудачной инициативой самопровозглашение «Процветающей Армении» альтернативой власти: «Любая оппозиционная партия — это альтернатива, и для каждой уважающей себя партии быть в оппозиции — не позор, а честь», — добавил Левон Тер-Петросян. По его мнению, переход в ряды реальной оппозиции — залог дальнейшего существования «Процветающей Армении», несмотря на какие бы то ни было преследования – «ведь Армянский национальный конгресс подвергался гонениям гораздо более жестоким».
«Процветающая Армении» сформировалась в годы президентства Роберта Кочаряна (1998-2008). Ее возглавляет крупный предприниматель Гагик Царукян, который в прошлом году по указу президента Сержа Саргсяна вошел в Совет национальной безопасности. Партия ППА, будучи второй по величине партией в парламенте и частью правящей коалиции, в ходе предвыборной кампании майских выборов, демонстрировала противоречия с РПА. В частности, это делалось на уровне занявшего вторую строчку в списке ППА Вардана Осканяна. При этом Царукян не делал ударения на критику действующего руководства страны. В результате ППА набрала 30 процентов голосов, но предпочла не возвращаться в коалицию власти до выборов президента 2013 года.
По итогам парламентских выборов 6 мая в законодательном органе стране оказались 6 политических сил: Республиканская партия Армении — РПА (69 мест), партия «Процветающая Армения» (37 мест), Армянский национальный конгресс (7 мест), партия «Оринац еркир» (6 мест), а также АРФ Дашнакцутюн (5 мест) и партия «Наследие» (5 мест).