Открытие железной дороги из России в Армению через абхазский участок грузинской ж/д в первую очередь выгодно России и Армении, но не Грузии. Об этом в интервью «Эхо Москвы» заявил министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе.
«Кому нужна железная дорога? Железная дорога нужна России. Железная дорога, безусловно, нужна Армении. Железная дорога нужна Грузии. Вот тут вопросительный знак. Нам оно надо?», — заявил дипломат.
«Для того, чтобы мы для своих друзей, армянских друзей и для возможного партнера России дали свое согласие, надо разобраться в нескольких вопросах. И самый главный вопрос – правовой. Есть абхазский участок грузинской железной дороги, который приватизирован практически или де-факто РЖД. Вот как с правом собственности на этот участок. Если вы соглашаетесь на экстерриториальность этого участка, соответственно вы соглашаетесь, что рядом с вами существует какое-то непонятное образование, которое именуется независимым государством, которое утверждает, что все, что находится там, это собственность суверенного государства. Если вы на это не соглашаетесь, тогда найти правовой модус вивенди практически невозможно. Даже если мы все бросим и сядем, начнем думать о том, каким образом восстановить эту железную дорогу, честно говоря, взаимоприемлемое решение найти будет очень трудно. И потом, Армения имеет преференциальный режим, когда пользуется всей инфраструктурой Грузии. Железная дорога, безусловно, нужна, но говорить, что Армения прямо задыхается без этой железной дороги, не нужно. А вот что России нужно? Что, связи с Грузией? Сильно сомневаюсь. По-моему, первая цель это снабжение военной базы в Гюмри. А что касается нашей безопасности, особенно угроз, которые нашей безопасности исходят с севера, то мы здесь проявляем максимальную осторожность», — пояснил министр.
Комментируя коммерческий аспект вопроса отказа Тбилиси открывать железную дорогу, что приводит к отрезанию Армении, Вашадзе заявил: «Грузия была бы счастлива, если бы граница Армении с Турцией была бы открыта. Мы были самыми большими болельщиками этого процесса. Но не сбылось, к сожалению. Пока. По крайней мере. А что касается России, то это вопрос не восстановления добрососедских отношений с Грузией. Я вот неоднократно получал информацию, что строится продолжение армянской железной дороги в сторону Ирана. По-моему, грузинская железная дорога это то отсутствующее звено выхода к теплым морям, о которых все время мечтают в Кремле. Не знаю. Это чистой воды спекуляция. Но перед тем как сделать какой-то шаг, его надо хорошо взвесить и понять, что же получает Грузия от этого. Мы пока чего-то ничего не получаем».