Для заместителя генпрокурора действует один закон, для генерального прокурора – другой, для прокуратуры административного района Шенгавит – третий. Об этом на пресс-конференции в понедельник заявил адвокат наблюдателя Хельсинкской ассоциации Армана Везиряна Нина Карапетянц.
Везиряну представлено обвинение по статье 118 УК Армении (избиение), которая предполагает пострадавшую сторону и жалобу пострадавшего. Без этого уголовного дела быть не может, заявила Нина Карапетянц.
15 мая было возбуждено уголовное дело и выдвинуто обвинение Тиграну Манукяну, а Везиряна автоматически признали пострадавшим, однако спустя некоторое время обвинение выдвинули Арману Везиряну, и это в случае, когда нет пострадавшей стороны. По словам Карапетянц, это было сделано с целью заставить наблюдателя замолчать.
«Оказывается, и суд не может понять, что если нет пострадавшего, уголовного дела быть не может. Все мои ходатайства и отводы отклоняются, потому что, по их словам, личное мнение адвоката не может служить основанием. Я объясняю, что это не личное мнение адвоката, а таков закон. Мне говорят, что это моя субъективная интерпретация закона. Я попыталась найти все, что связано со статьей 118. В ходе очередного заседания я представила суду и прокурору доклад заместителя генпрока Саргсяна, зачитанный на заседании коллегии прокуратуры 10 августа 2012 года. В докладе говорится, что по статье 118 было возбуждено 944 дела, в 820 случаях уголовное дело было закрыто на основании отсутствия жалобы истца. Но, как оказалось, прокурор заявил «неважно, что сказал заместитель прокурора»», — рассказала Карапетянц, представив выступление генпрока Агвана Овсепяна в Национальном собрании в связи с фондом «Сивилитас».
После прочтения доклада один из депутатов поинтересовался, есть ли у кого-либо жалобы связи с этим вопросом, раз возбуждено уголовное дело, на что Агван Овсепян дословно ответил, что в некоторых делах наличие жалобы обязательно, в других – нет.
«Но по статье 118 наличие жалобы и пострадавшего является обязательным условием. Я поняла, что для заместителя генпрокурора, для генпрока и для прокуратуры Шенгавитского района действуют разные законы. Оказывается, у каждого из них свои законы, которые нам неизвестны. Хорошо бы им ввести нас в курс дела, чтобы мы знали, чем руководствоваться, если не сводом законов», — заявила Нина Карапетянц. После обращения в инстанции Армении, они обратятся в Европейский суд по правам человека, где, по мнению адвоката, обязательно победят.
В Хельсинкской ассоциации Арман Везирян осуществляет мониторинг митингов и судов, и, по словам председателя Ассоциации Микаела Даниеляна, он так «нервировал» власти, что Агван Овсепян проглотил то, что сделал молодой прокурор, лишь бы Везирян был наказан.
«С 2008 года Арман Везирян больше остальных снимал митинги, хорошо осведомлен о событиях 1 марта (2008 год, силовой разгон мирной акции сторонников оппозиционного кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна, гибель 10 человек — ред.), давал показания по нескольким судебным делам, во всех судах и в ходе митингов фиксирует все нарушения, осуществляет мониторинг митингов и судопроизводств», — заявил Микаел Даниелян.