Власти Армении влияли на процесс выборов католикосов. Об этом на сайте thetruthmustbetold.com пишет американский журналист, правозащитник Ара Манукян.
Режим первого президента Левона Тер-Петросяна вмешался в процесс выборов католикоса в 1995 году, обеспечив победу Гарегину Первому. Режим Роберта Кочаряна сделал то же самое, обеспечив избрание Гарегина Второго в 1999 году.
«Не было секретом, что Левон Тер-Петросян и его правительство открыто агитировали в пользу кандидатуры католикоса Великого Дома Киликии Гарегина Саргсяна. Не было секретом и то, что члены и представители правительства проводили активную кампанию для обеспечения его избрания», — в беседе с Манукяном заявил заслуженный преподаватель университета штаба Мичиган-Дирборн, член организации «Вардананц аспетнер», доктор Денис Папазян.
Будучи депутатом во время избрания Гарегина Первого и Гарегина Второго, Папазян обратился к одному из государственных чиновников с целью узнать, почему правительство заняло конкретную позицию в этом вопросе.
«Большинство депутатов были хорошими, но простыми людьми. Мало кто из них знал кого-то, кроме своего лидера. Это важные времена для армянского народа. У нас свободная и независимая Армения, однако есть множество проблем. Почему президент страны и избранные лидеры не должны давать советы и направлять депутатов, не знакомых с кандидатами и их биографией? Необходимо пояснить эти вопросы, чтобы депутаты были осведомлены прежде, чем делать выбор. Это не задача провластного или оппозиционного деятеля. Вопрос в том, что лучше для церкви», — ответил чиновник.
Сайт отмечает, что доктор Папазян и те, кто разделял эти опасения, в 1995 году решили не заявлять о нарушении потому, что они одобряли выбор правительства, кандидатуру Гарегина Первого.
«Таким образом, благодаря усилиям правительства и по вине депутатов Киликийский католикос Гарегин Второй стал Католикосом всех армян. Его путь был расчищен и благодаря выходу из борьбы архиепископа Гарегина Нерсесяна. Хотя некоторые СМИ называли этот шаг самоотверженным, выйти из борьбы католикоса заставила служба нацбезопасности, правопреемник КГБ, имевшая вещественные доказательства о его личной жизни, которые могли опозорить его и положить конец его карьере священнослужителя», — пишет Ара Манукян.
В выборах 1995-1999 годов среди отмеченных доктором Папазяном нарушений были следующие: «Во-первых, размер делегации был основан на данных об армянском населении, имеющихся у различных епархий, а не на данных о количестве крещенных. Во-вторых, как я отмечал, похоже, большинство депутатов были назначены».
Этнолог Грануш Харатян, член гражданского движения «Предпарламент», также отмечает тот факт, что депутаты были назначены, а не избраны. «Выбирали тех депутатов, которые проголосуют за. Это было сделано специально. То есть то, что депутат избирается, — было ложью. Депутаты назначались. Из России прибыл 101 депутат, это должно было означать наличие более 2.5 млн. армян, что было неправдой. Я очень часто поднимала вопрос о том, что продолжать так невозможно: называть выборами то, что не имеет ничего общего с выборами».
Другой депутат, не пожелавший называться, подтвердил вмешательство правительства в процесс выборов. «Я знал, все знали, что государство вмешивается».
Манукян пишет, что режим Роберта Кочаряна предпочел архиепископа Гарегина Нерсисяна в качестве Католикоса всех армян. Несмотря на покровительство власти, Гарегин Нерсесян подвергся острой критике печатной прессы.
«Хорошенько опозорили и попросили отложить выборы на неделю, месяц, потому что нельзя было проводить выборы в такой атмосфере», — заявил неизвестный депутат.
«Этот депутат также подтвердил, что Луиз Манукян-Симон выделила $3 млн. на обеспечение избрания Гарегина Второго, дав взятку как светским, так и духовным депутатам.
Тогдашний премьер Вазген Саргсян, который распоряжался этими деньгами, согласно некоторым источникам, применил силу в отношении депутатов для достижения избрания архиепископа Гарегина Нерсесяна.
Что касается фальсификации, отмеченный выше неизвестный депутат высказался об этом следующим образом: «Голоса были не фальсифицированы, а все находились под давлением. Это знает всякий. Были люди из КГБ, потому что они оказывали давление. Каждый день отправлялись в Эчмиадзин».
В день голосования 27 октября 1999 года, несмотря на канон Армянской Апостольской церкви, согласно которому, помимо светских и духовных депутатов в ходе голосования на территории никого быть не должно, присутствовало множество сотрудников Службы нацбезопасности и представителей власти. Они пользовались сотовыми телефонами, нарушая канон, запрещающий в ходе выборов связь с внешним миром при помощи телефонов и других устройств. Использующим телефон в ходе голосования был замечен брат Вазгена Саргсяна Арам Саргсян, бывший на момент выборов католикоса светским депутатом.
Судя по неожиданному и странному поведению представителей власти и агентов, позднее не пожелавший представиться депутат сделал вывод, что Араму Саргсяну и другим представителям власти сообщили об атаке на Национальное собрание [27 октября 1999 года в армянском парламенте был совершен теракт], унесшей жизни 8 депутатов и высокопоставленных чиновников.
О трагическом известии было объявлено только после того, как была обеспечена победа архиепископа Гарегина Нерсесяна, и он был провозглашен Католикосом всех армян. Если бы известие о смерти Вазгена Саргсяна объявили в ходе голосования, сегодня католикосом мог бы быть кто-то другой. Многих депутатов запугал лично Вазген Саргсян, пригрозил и/или подкупил, чтобы те голосовали в пользу Гарегина Нерсесяна», — заключил Ара Манукян.
Фото armenianchurch.org