Главная / Армения / Известие о смерти премьер-министра могло повлиять на выборы Католикоса всех армян

Известие о смерти премьер-министра могло повлиять на выборы Католикоса всех армян

Власти Армении влияли на процесс выборов католикосов. Об этом на сайте thetruthmustbetold.com пишет американский журналист, правозащитник Ара Манукян.

Режим первого президента Левона Тер-Петросяна вмешался в процесс выборов католикоса в 1995 году, обеспечив победу Гарегину Первому. Режим Роберта Кочаряна сделал то же самое, обеспечив избрание Гарегина Второго в 1999 году.

«Не было секретом, что Левон Тер-Петросян и его правительство открыто агитировали в пользу кандидатуры католикоса Великого Дома Киликии Гарегина Саргсяна. Не было секретом и то, что члены и представители правительства проводили активную кампанию для обеспечения его избрания», — в беседе с Манукяном заявил заслуженный преподаватель университета штаба Мичиган-Дирборн, член организации «Вардананц аспетнер», доктор Денис Папазян.

Будучи депутатом во время избрания Гарегина Первого и Гарегина Второго, Папазян обратился к одному из государственных чиновников с целью узнать, почему правительство заняло конкретную позицию в этом вопросе.

«Большинство депутатов были хорошими, но простыми людьми. Мало кто из них знал кого-то, кроме своего лидера. Это важные времена для армянского народа. У нас свободная и независимая Армения, однако есть множество проблем. Почему президент страны и избранные лидеры не должны давать советы и направлять депутатов, не знакомых с кандидатами и их биографией? Необходимо пояснить эти вопросы, чтобы депутаты были осведомлены прежде, чем делать выбор. Это не задача провластного или оппозиционного деятеля. Вопрос в том, что лучше для церкви», — ответил чиновник.

Сайт отмечает, что доктор Папазян и те, кто разделял эти опасения, в 1995 году решили не заявлять о нарушении потому, что они одобряли выбор правительства, кандидатуру Гарегина Первого.

«Таким образом, благодаря усилиям правительства и по вине депутатов Киликийский католикос Гарегин Второй стал Католикосом всех армян. Его путь был расчищен и благодаря выходу из борьбы архиепископа Гарегина Нерсесяна. Хотя некоторые СМИ называли этот шаг самоотверженным, выйти из борьбы католикоса заставила служба нацбезопасности, правопреемник КГБ, имевшая вещественные доказательства о его личной жизни, которые могли опозорить его и положить конец его карьере священнослужителя», — пишет Ара Манукян.

В выборах 1995-1999 годов среди отмеченных доктором Папазяном нарушений были следующие: «Во-первых, размер делегации был основан на данных об армянском населении, имеющихся у различных епархий, а не на данных о количестве крещенных. Во-вторых, как я отмечал, похоже, большинство депутатов были назначены».

Этнолог Грануш Харатян, член гражданского движения «Предпарламент», также отмечает тот факт, что депутаты были назначены, а не избраны. «Выбирали тех депутатов, которые проголосуют за. Это было сделано специально. То есть то, что депутат избирается, — было ложью. Депутаты назначались. Из России прибыл 101 депутат, это должно было означать наличие более 2.5 млн. армян, что было неправдой. Я очень часто поднимала вопрос о том, что продолжать так невозможно: называть выборами то, что не имеет ничего общего с выборами».

Другой депутат, не пожелавший называться, подтвердил вмешательство правительства в процесс выборов. «Я знал, все знали, что государство вмешивается».

Манукян пишет, что режим Роберта Кочаряна предпочел архиепископа Гарегина Нерсисяна в качестве Католикоса всех армян. Несмотря на покровительство власти, Гарегин Нерсесян подвергся острой критике печатной прессы.

«Хорошенько опозорили и попросили отложить выборы на неделю, месяц, потому что нельзя было проводить выборы в такой атмосфере», — заявил неизвестный депутат.

«Этот депутат также подтвердил, что Луиз Манукян-Симон выделила $3 млн. на обеспечение избрания Гарегина Второго, дав взятку как светским, так и духовным депутатам.

Тогдашний премьер Вазген Саргсян, который распоряжался этими деньгами, согласно некоторым источникам, применил силу в отношении депутатов для достижения избрания архиепископа Гарегина Нерсесяна.

Что касается фальсификации, отмеченный выше неизвестный депутат высказался об этом следующим образом: «Голоса были не фальсифицированы, а все находились под давлением. Это знает всякий. Были люди из КГБ, потому что они оказывали давление. Каждый день отправлялись в Эчмиадзин».

В день голосования 27 октября 1999 года, несмотря на канон Армянской Апостольской церкви, согласно которому, помимо светских и духовных депутатов в ходе голосования на территории никого быть не должно, присутствовало множество сотрудников Службы нацбезопасности и представителей власти. Они пользовались сотовыми телефонами, нарушая канон, запрещающий в ходе выборов связь с внешним миром при помощи телефонов и других устройств. Использующим телефон в ходе голосования был замечен брат Вазгена Саргсяна Арам Саргсян, бывший на момент выборов католикоса светским депутатом.

Судя по неожиданному и странному поведению представителей власти и агентов, позднее не пожелавший представиться депутат сделал вывод, что Араму Саргсяну и другим представителям власти сообщили об атаке на Национальное собрание [27 октября 1999 года в армянском парламенте был совершен теракт], унесшей жизни 8 депутатов и высокопоставленных чиновников.

О трагическом известии было объявлено только после того, как была обеспечена победа архиепископа Гарегина Нерсесяна, и он был провозглашен Католикосом всех армян. Если бы известие о смерти Вазгена Саргсяна объявили в ходе голосования, сегодня католикосом мог бы быть кто-то другой. Многих депутатов запугал лично Вазген Саргсян, пригрозил и/или подкупил, чтобы те голосовали в пользу Гарегина Нерсесяна», — заключил Ара Манукян.

Фото armenianchurch.org