Главная / Армения / Акция у посольства и очередь у консульства России в Ереване

Акция у посольства и очередь у консульства России в Ереване

Очередная акция протеста у посольства России в Ереване была организована партией «Айазн», что в переводе означает «дитя армянина». Десяток протестующих в присутствии сорока журналистов и полицейских вывесили цветастый халат на стенде диппредставительства. Сюда же они приклеили изображение российского президента Владимира Путина в халате, похожем на тот, в котором в зал суда из больницы привезли Грачья Арутюняна. Последний находился за рулем грузовика, протаранившего автобус под Подольском, где погибли 18 и ранены 30 человек. Айазновцы, а вчера гражданские активисты, правозащитники и молодежное крыло партии «Дашнакцутюн» протестовали против унизительного отношения к подсудимому со стороны российских правоохранительных и судебных органов.

В метрах пятидесяти от акции народу было больше. Здесь, у консульства РФ, толпились граждане в ожидании своей очереди на сдачу документов, получения права на работу, вида на жительство, а самые расторопные — гражданства Российской Федерации. «Сегодня еще хорошо, обычно очередь бывает в несколько раз больше, но сейчас здесь в основном те, кто уже сдал документы», — рассказал Андраник, который записался на программу «Соотечественников» несколько месяцев назад, и уже пришел за паспортом. Он особо отметил, что не будет «Андреем» в новом документе.

Посольство России отреагировало на акции протеста спустя 2 часа после акции 17 июля. «Вызывает сожаление, что произошедшее 13 июля с.г. в районе подмосковного города Подольска дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой гибель 18 человек, используется отдельными лицами для разжигания антироссийских страстей. Полагаем совершенно неуместными действия, направленные на использование большой человеческой трагедии в узких политических целях и подрыв российско-армянских отношений. Заказные политизированные оценки неприемлемы. Трагедия под Подольском не имеет национальной окраски, она будет всесторонне, тщательно, беспристрастно и без эмоций расследована».

В ходе акции ответственный «Айазн» по связям с общественностью Армен Ованисян через дорогу от посольства (передать халат и послание-требование непосредственно представителю посольства полиция не разрешила) возмущался репортажем о суде над соотечественником по телеканалу «Россия 1». «Телеканал контролируется российскими властями, и каждый репортаж проходит несколько инстанций проверок, а автор сюжета [Ольга Скабеева] известна как «железная кукла путинского ТВ», — сказал Ованисян. Он также привел в пример поведение чеченцев и других северокавказцев во время контактов с правоохранительными органами: «Они держатся иначе, даже дерзко, потому что у них есть чувство родины. Мы должны показать, что за Грачьей Арутюняном стоит его страна, соотечественники, родина, а власти должны обеспечить справедливый суд и его экстрадицию в Армению».

Тем временем на лестницах консульства РФ началось шевеление. К людям вышел человек и сказал, что нужно подождать еще, будут вызывать по списку. «Вот скоты, совсем нас за людей не считают», — тихо произнес пожилой человек с московской газетой в руке и еще тише выругался на армянском. Смбат Гургенович ждет документов, которые подтвердят его 54-летний рабочий стаж в Советском Союзе и позволят получать российскую пенсию, в разы превосходящую пособия в Армении. В России документами отца занят его сын, который более 20 лет живет и работает стоматологом в Санкт-Петербурге.

Через улицу представители националистической партии говорили, что, возможно, и в Армении есть «предвзятое отношение к представителям нацменьшинств, но это не поощряется на государственном уровне». На вопрос, почему «Айазн» протестует именно в связи с этим случаем унизительного отношения к гражданину Армении в РФ, Ованисян сказал: «Это первый случай, когда российское государство и правоохранительные органы в таком масштабе поощряют расизм в отношении гражданина Армении».

Прошло около часа, очередь перед консульским отделом посольства России не редела, 35-градусная жара тяготила еще больше. Вышел человек и объявил, что пришедшие сдавать документы могут не ждать и прийти в следующий приемный день. «Ну что я могу сделать», — отвечал человек из посольства на сетования о том, что люди стоят в очереди уже три часа. «С утра надо приходить», — поддержали те, кто оставался. Им повезло: они скорее всего получат документы на законное пребывание и работу в России, где они станут водителем-армянином, строителем-армянином, учительницей-армянкой, грабителем-армянином, медсестрой-армянкой, уроженцем и выходцем. «Ради детей, все это ради детей, зря вы нас осуждаете. Посмотрю я на вас, когда и вы станете родителем», — одернула меня женщина с ребенком на руках, запретившая фотографировать. Я подчинился.

Юрий М