«От саммита в Вильнюсе Армения получила меньше, чем ожидалось за несколько месяцев до него. Важно, что был подписан договор о либерализации визового режима с Евросоюзом, для тысяч армян это может иметь положительное воздействие. Но предподписания Соглашения об ассоциировании или обсуждения Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли не было». Такое мнение в интервью Hetq.am выразил британский журналист, старший научный сотрудник по Кавказу фонда «Карнеги» Томас де Ваал.
«Не уверен, что до этого момента внутри армянской власти все понимали, что два этих направления тесно связаны друг с другом. Были надежды, что из Соглашения об ассоциировании будут изъяты несколько политических пунктов, однако было доказано, что это невозможно», — сказал эксперт.
Визит в Армению президента РФ Владмира Путина, по мнению де Ваала, явно был направлен на закрепление сентябрьского решения Сержа Саргсяна вступить в Таможенный союз и демонстрацию российской силы и влияния на Кавказе. «Вот почему примечательно то, что сначала Путин отправился в Гюмри и посетил российскую военную базу, и только после этого прибыл в Ереван.
Для армянской стороны отношения с Россией, в первую очередь, связаны с безопасностью. Правительство стремится вести более взвешенную внешнюю политику, и в настоящее время товарооборот Армении с ЕС больше, чем с Россией. Было понятно, что решение о прекращении интенсивных переговоров с ЕС, которые длились 3 года, и о вступлении в Таможенный союз было принято под давлением и потому, что в отношениях с Москвой Армения могла лишиться своей приоритетной позиции в вопросе безопасности, а Россия могла продать Азербайджану больше оружия.
Тем не менее, я верю, что в решении вступить в ТС есть больше символизма, чем содержания. Армения – очень маленькое государство, границы с Россией не имеет. Путину важнее было удержать Армению от подписания соглашения об ассоциации и направить Уркаине мессидж, чем вступать в реальную экономическую сделку с Арменией. Я верю, в Армении многие надеются, что проект Таможенного союза потерпит крах, и они, наконец, спокойно вернутся на путь, ведущий к ЕС», — заключил Томас де Ваал.