Случай покончившей с собой 18-летней Сюзи Кочарян в очередной раз заставил гражданскую инициативу по вопросам пожизненно заключенных обратиться к спикеру армянского парламента Овику Абрамяну, министру юстиции Грайру Товмасяну, генпрокурору Геворгу Костаняну и Омбусдмену Карену Андреасяну с просьбой решить множество проблем, связанных с пожизненно заключенными. В прошлом инициатива обращалась и к Сержу Саргсяну.
Инициатива напоминает, что Сюзи Кочарян – дочь пожизненно заключенного, 19 лет находящегося за решеткой участника карабахской войны Согомона Кочаряна. Мать ее скончалась, отца со дня ее рождения не было рядом, и девушка пошла на крайний шаг.
«На протяжении лет эта группа поднимает вопросы о пересмотре дел, сроке наказания, необходимости разработки законодательных механизмов. С каждым годом число заключенных уменьшается: они умирают от различных болезней, совершают самоубийства, получают психические травмы. Цель наказания исчезает без следа.
Мы предлагаем создать временную комиссию или межведомственную рабочую группу для изучения дел 104 пожизненно заключенных /35 из них в прошлом были приговорены к смертной казни/, отделить спорные дела в соответствии с возрастом заключенного на момент ареста, числом убийств, количеством судимостей, видом и характером преступления», — отмечает инициатива.
В заявлении, адресованном чиновникам, представлен ряд предложений.
1. Отделить и изучить дела арестованных в возрасте 18-21. 17 из 104 пожизненно заключенных было 18-21 год. В ряде европейских стран по закону, если в момент совершения преступления человеку нет 21 года, приговаривать его к максимальному сроку запрещается, так как существуют положения ювенальной юстиции, согласно которым, назначая наказание этой возрастной группе, применяются наиболее мягкие положения законодательства.
2. Исследовать, почему не применяется институт условно-досрочного освобождения, не действует программа изменения режимов содержания /10 пожизненно заключенных уже отсидели 20 лет, однако их не переводят из закрытого в полузакрытый режим, также не применяется условно-досрочное освобождение/. Также выяснить, почему не применяется положение о замене оставшегося срока более мягким видом наказания.
3. Выяснить, почему эта группа заключенных никогда не попадает под амнистию или помилование.
4. При помощи адвокатов-специалистов найти и поднять спорные дела с самым большим сроком наказания, людей, которые на протяжении лет утверждают, что оказались в тюрьме в результате судебной ошибки, борются за пересмотр своих дел.
5. Ни за принятием нового Уголовного кодекса 2003 года, ни за поправками к нему 23 мая 2011 года не последовали пересмотры дел и сроков пожизненно заключенных. Начать реальные, персональные пересмотры дел.
6. Согласно уголовно-исполнительному кодексу, предоставить возможность расширить связь с родными. Иначе в течение года пожизненно заключенные имеют право на 1 длительное свидание в 3 дня и 3 коротких (1 час) за двухслойным стеклом, вне зависимости от того, находятся они в тюрьме 20 лет или первый год. Каждые 5 лет можно увеличивать число свиданий и телефонных звонков, поощряя семейные связи.
7. На сегодняшний день, согласно уголовно-исполнительному кодексу, одним из способов поощрения является изменение режима заключения, однако поощрение никогда не применяется в отношении заключенных на пожизненный срок. Изучить причины неприменения положений закона.