Референдумы и в Крыму, и в Нагорном Карабахе являются классическими примерами самоопределения наций, оба были осуществлены в рамках международных законов. Такое мнение в беседе с Epress.am выразил эксперт по политическим и избирательным технологиям Армен Бадалян.
Отличие в двух референдумах, по его словам, состоит в том, что Нагорный Карабах самоопределился и стал независимым государством, а население Крыма, самоопределившись, решило войти в состав Российской Федерации.
«То есть были разные результаты, но процесс — один», — заявил Бадалян.
На вопрос, как в таком случае можно оценить вмешательство России в проводимый в Крыму референдум с учетом того, что РФ даже направила военные подразделения на территорию другой страны, Бадалян ответил, что это является морально-политическим вмешательством.
Для сравнения он добавил, что Армения также оказала моральное содействие народу Нагорного Карабаха, и карабахский референдум не противоречил интересам армянских властей того времени.
«На территории Крыма, как и в Карабахе, произошло свободное волеизъявление. Никто, образно выражаясь, не держал пистолетов у висков людей, и люди по своей воле отправились на участки и проголосовали», — заявил эксперт.
Бадалян, тем не менее, считает, что в действиях России налицо двойные стандарты, так как эта страна не допускает свободного волеизъявления, к примеру, в Чечне.
В то же время, добавил он, в мировой политике постоянно применяют двойные стандарты.
«Разные страны могут содействовать какому-то процессу на одной территории, и не содействовать – на другой. Возьмем Америку, которая признает независимость Косово, однако не признает референдум в Крыму. Или Россию и Америку, которые не признают независимость Нагорного Карабаха. Двойные стандарты применялись, применяются и будут применяться всеми», — считает политтехнолог.
Можно ли связывать празднество в Нагорном Карабахе по случаю референдума в Крыму, чего не было в случае с Косово, пророссийскостью карабахских властей? Отвечая на этот вопрос, Бадалян отметил, что не согласен с термином «пророссийскость».
«Но, естественно, я не могу отрицать, что Нагорный Карабах связывает больше надежд с Россией и относится к ней положительнее, чем в случае с Косово. В конце концов, не будем забывать, что парламент Косово признал Косово независимым государством, а в случае с Крымом состоялся референдум, что было и в случае с Нагорным Карабахом», — заявил Бадалян.
Отвечая на вопрос, может ли случиться, чтобы на фоне нынешних событий Карабах стал рассматривать вариант присоединения к России, Бадалян заметил: «Все возможно».
Эксперт, однако, добавил, что в политике нет прецедентов, и если Крым самоопределился, войдя в состав РФ, Косово объявило независимость и не пожелало присоединяться к Албании, это не значит, что какой-либо прецедент может распространяться на Карабах.
«Это не вопрос права, это политический вопрос, а политический вопрос, естественно, решается на политической плоскости», — заключил Бадалян.