«В преддверии 99-й годовщины Геноцида армян в турецкой прессе появляются истории о трагедии 1915 года», — в своем блоге в Today's Zaman пишет турецкий публицист, общественный деятель, правозащитник Орхан Кемаль Ченгиз.
Он отмечает, что в понедельник в периодическом издании Taraf опубликовали интервью с историком американского университета Кларка Умитом Куртом о мусульманизированных армянах. Интервью называется «100 лет тревоги».
«Велика вероятность, что на такой заголовок вдохновили «100 лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, ушедшего из жизни несколько дней назад.
Действительно, существует параллель между «100 лет тревоги» «мусульманизированных армян» и «100 лет одиночества» наших душ, так как некоторые части нашей идентичности и наших воспоминаний попали в плен, когда Комитет «Единение и прогресс» решил уничтожить анатолийских армян.
Курт подробно объясняет, как работали механизмы «мусульманизации». Армяне были вынуждены принять ислам, чтобы избежать преследований. Тем не менее, Курт также отмечает, что Комитет проводил политику переписи, согласно которой, эти мусульманизированные армяне не должны были составлять более 5-10% региона, в который они переселились после того, как подверглись принудительному выселению. Это происходило в границах Анатолии, а также на других Османских территориях, например, таких, как сегодняшняя Сирия, где погибло множество изгнанных в пустыню армян.
Да, чтение этих материалов может немного нервировать. Это только абстрактные истории. Но по-настоящему защемило, когда Курт начал рассказывать некоторые личные истории.
К примеру, он поделился следующим: в период изгнания в Килисе существовал публичный дом, состоящий из армянских женщин, который обслуживал жандармерию и военных офицеров. Однажды Курт получает письмо от человека по фамилии Караманукян. В период изгнания семья Караманукянов была одной из самых богатых в Килисе. Он сообщал в письме Курту, что дед последнего после перемирия 1918 года забрал его сестру из этого публичного дома. Это, действительно, печальная история.
Курт рассказывает о множестве разрушенных семей, осиротевших детях и загубленных жизнях людей.
Также он говорит нечто такое, о чем я слышу впервые. По его словам, некоторые мусульманские семьи усыновляли армянских сирот, чтобы завладеть имуществом пропавших во время изгнания людей. Он, однако, сообщает и то, что мусульманские семьи усыновляли детей и из гуманистических побуждений.
Но для меня стала ударом мысль о том, что были семьи, способные усыновить сирот, чтобы завладеть их имуществом и обогатиться.
Если однажды мы сумеем полностью, искренне признать это прошлое и происходившие на этих территориях трагедии, я уверен, что навсегда изменятся наши отношения как между собой, так и с другими.
Возможно, тогда у нас будет совершенно иная идентичность, которая положит конец 100 лет одиночества наших душ. Возможно, тогда мы станем свободными», — написал публицист.