В последние дни участились случаи нарушения режима прекращения огня на армяно-азербайджанской линии соприкосновения. Трудно получать достоверную информацию из далекой зоны конфликта. Об этом в своей статье пишет ведущий эксперт по безопасности Кавказа фонда Карнеги в Вашингтоне, автор книги “Черный сад” про Карабахский конфликт Томаас де Ваал.
— Однако, опираясь на распространяемую двумя сторонами информацию, можно предположить, что за последние дни погибли как минимум 30 солдат, а, возможно, и больше. Согласно армянским источникам, погибло пятеро армянских и 25 азербайджанских военных. Азербайджанцы сообщают о 71 жертве с армянской стороны и 13 азербайджанских погибших.
Это значит, за неделю на линии соприкосновения зарегистрировано больше жертв, чем за весь 2013 год.
Карабахская линия фронта самая военизированная территория в Европе. Здесь нет миротворцев, и как минимум 20 000 солдат по обе стороны удерживает от войны лишь рациональная забота о собственных интересах.
В течение последних 15 лет в результате перестрелок каждый год погибает примерно 20-30 человек. В этом году ряд факторов – в том числе глубокий цинизм в отношении переговорного процесса и подпитываемая Россией гонка вооружений – ухудшили ситуацию.
Армения взяла пророссийский курс, задавшись целью присоединиться к инициированному Россией Евразийскому союзу. Возможно, что это укрепило убежденность Еревана в том, что в случае войны Москва выполнит обязательства в рамках Организации договора о коллективной безопасности и придет на помощь Армении.
Азербайджан выглядит более неуверенно и агрессивно. В стране продолжается широкомасштабная борьба против правозащитников и активистов гражданского общества. На прошлой неделе по нелепым обвинениям в госизмене и шпионаже были арестованы Ариф и Лейла Юнусы. Здоровье страдающей сахарным диабетом Лейлы Юнус в тюрьме резко ухудшилось.
За последние два месяца поступали сообщения об армяно-азербайджанских стычках, часть которых приходилась на приграничные территории, где ситуация в основном была спокойной – в Нахичеванском направлении, например.
Большая часть случаев нарушения режима прекращения огня носят локальный характер и не согласовываются. Более серьезные инциденты – рейды на ту сторону границы, например, — не могут совершаться без одобрения властей.
Эти атаки, скорее всего, идут со стороны Азербайджана, который отказывается от международных инициатив по стабилизации режима прекращения огня и также отказывается от отвода снайперов с линии соприкосновения. Как проигравшая сторона Азербайджан считает своей целью пересмотр статус-кво, запугивание противника и напоминание миру о конфликте.
В то же время армянская сторона тоже не прочь осуществлять шаги, что имеет политические причины. По распространенным на этой неделе снимкам изъятой радиоаппаратуры можно догадываться об атаках на азербайджанские позиции. Как отметил Новруз Мамедов (руководитель отдела внешних связей в администрации президента Азербайджана – ред.), маловероятно, чтобы азербайджанская отдавала приказ о наступлении в то время как и президент, и министр обороны находятся за пределами страны.
Следовательно, последние случаи насилия могут быть результатом ответной армянской операции на многочисленные мелкие вылазки азербайджанской стороны. После начала борьбы вопрос «кто начал первым?» очень быстро становится неуместным.
Президенты Ильхам Алиев и Серж Саргсян 8-9 августа приглашены в Сочи на отдельные переговоры с главой России Владимиром Путиным. До сих не было объявлено, однако, состоится ли встреча президентов друг с другом. У Путина, конечно, будет своя повестка встречи, которая может иметь отношение как к Украине, так и к Карабаху. Без более серьезного переговорного процесса, в который могут быть вовлечены стороны, волна насилия, скорее всего, повторится.