Несколько депутатов раскритиковали законопроект «Об уточнении правовых регулировок, предусматривающих уголовную ответственность за пытки», представленный правительством в Национальное Собрание Армении. По словам замминистра юстиции Армана Татояна, поправки нацелены на приведение уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Армении в соответствие с требованиями международных конвенций. После поправок пытки будут приравнены к преступлениям, направленным против порядка госслужбы. Однако такой подход, по мнению члена оппозиционной фракции «Армянский национальный конгресс», бывшего заместителя военного прокурора Гагика Джангиряна, создаст проблемы в вопросе квалификации других тесно связанных с этим составов преступлений.
Пытки, заметил Джангирян, прежде всего являются преступлением против правосудия и только потом – против конкретных людей, и закон, по мнению парламентария, нужно разрабатывать по этой логике. «Абсолютное большинство пыток совершается в сфере правосудия, следовательно, если мы убираем из статьи 341 («принуждение к даче ложных показаний судьей, прокурором, следователем или лицом, производящим дознание») пытки, выходит, в основной сфере, где применяются пытки, эта статья действовать не будет. Будет действовать 309.1 (Совершение должностным лицом умышленных действий, явно выходящих за пределы его полномочий и причинивших существенный вред правам и законным интересам лиц, организаций, законным интересам общества или государства (в случае имущественного ущерба – в размере суммы, превышающей пятисоткратный размер минимальной заработной платы, установленной на момент совершения преступления, или стоимости ущерба), это статья против службы, должностное преступление», — сказал Джангирян.
Комментируя поправки, предусматривающие пресечение полномочий подозреваемого до завершения следствия, депутат заявил, что по нынешнему закону данное решение принимает прокурор. «Я могу назвать десятки статей, в которых пресечение полномочий обвиняемого является крайней необходимостью. Мы должны применять универсальные решения».
На данное наблюдение ответил независимый депутат Эдмон Марукян, по словам которого, пытка – особый случай, найти универсальные решения сложно. По мнению Марукяна, в случае пыток полномочия обвиняемого должны быть прекращены, чтобы он не имел рычагов воздействия на следствие. В Армении, по его словам, необходимо иметь институт выплаты компенсации пострадавшим от пыток. Для создания института также нужно четкое определение понятия, считает депутат.