4 сентября, в ходе слушаний в Национальном Собрании Армении, профессиональная комиссия по конституционным реформам представила проект Конституции: структура настаивает на преимуществах проекта над Конституцией.
В частности, член комиссии, руководитель аппарата парламента, экс-министр юстиции Грайр Товмасян (на фото) заявил, что из 28 стран Евросоюза только Кипр является президентской страной, и только 3 – Франция, Румыния и Португалия – полупрезидентские. В других государствах действует парламентская система, что предусматривается в предлагаемом сейчас варианте. Отметим, что, несмотря на пример ЕС, 2 года назад Армения отказалась от евроинтеграции и вступила в инициированный Россией Евразийский экономический союз, в странах-членах которого действует президентская форма правления.
Товмасян заявил, что, помимо преимущества в виде перехода на парламентскую систему, предлагаемый вариант Конституции позволяет сформировать более независимую судебную систему.
«Конституция 1995 года была «блестяща», и Совет юстиции формировал президент. Теперь и парламент будет участвовать в выборе членов Совета. Генпрокурор также будет избираться 3/5 голосов. Сейчас 3/5 голосов избирается только Защитник прав человека. Вне зависимости от критики, неопровержим тот факт, что Защитник прав человека действует не по указке властей. Так же будет избираться и ЦИК», — сообщил Грайр Товмасян.
Его заявления и проект Конституции раскритиковал экс-премьер, депутат от оппозиционного «Армянского национального конгресса» Грант Багратян. «Вы говорите, что прежняя Конституция была человекоцентристской. В данной Конституции говорится о праве 48 человек [столько пунктов, затрагивающих сферу прав человека], 18 из которых ограничиваются требованием об общественном порядке, в том числе и право на неприкосновенность. Как вы называете это человекоцентристским, когда нарушаются 18 прав, к примеру, право на собственность? Вы говорите, что у человека можно отобрать дом, якобы выплатив равнозначную компенсацию. Что это за равнозначная компенсация, мы не знаем. Второе: в конечном итоге, вы сохранили президента, назвали его главой государства, но выбираете его при помощи какой-то коллегии выборщиков», — заявил парламентарий.