Армянская компания “Инстигейт Роботикс” в рамках выставки “Digitec-Expo2015” представила беспилотный аппарат, созданный по заказу полиции Сингапура для защиты морских портов. Минобороны Армении предпочитает закупать подобное оборудование втридорога и зарубежом.
В беседе с корреспондентом ереванской газеты “168 часов” основатель “Инстигейт Роботикс” Ваагн Погосян рассказал о новинке для сингапурских силовиков и тщетных попытках наладить сотрудничество с “безграмотными” военными:
— Основной новинкой компании в этом году – это решение, предназначенное для сингапурской полиции, патрулирующей порт. Когда корабли подходят к берегу, автоматизированные роботы лодки подплывают к ним проводят съемки, необходимые для предварительного осмотра судна. Вся информация передается в береговой диспетчерский центр. Теперь же им необходимо дополнять эти данные съемками с воздуха. Мы предложили оснастить упомянутые лодки беспилотными летательными аппаратами. Они будут получать питание от лодки через кабель, что позволит аппаратам находиться в воздухе не 15 минут, а сколько нужно, в зависимости от аккумулятора, которым оснастят лодку. Это сложное инженерное решение, и осуществили мы этот проект в Армении, внутренними силами.
— Почему это решение создано именно для Сингапура, а не нашей страны?
— Потому что заказ был оттуда. Наше правительство, армянские заказчики покупают подобную продукцию зарубежом, а Сингапур – у нас. Мы осуществили проект совместно с Институтом Связи – это тот случай, когда несколько армянских производителей объединяются и благодаря совместному проектированию получают полноценное решение.
Нашей основной проблемой является то, что мы все производим комплектующие, даем интегрированное решение, но не имеем окончательного продукта. По этой причине Министерство обороны с нами не работает – они не знают, как работать с компонентами. Наше Минобороны полностью безграмотно, они лишь покупатели в магазинах, им нужно только завершенное решение. А поскольку армянские компании не объединяются, чтобы вместе его дать, у нас его нет, и мы не можем предоставить его нашему безграмотному министерству.
Нашей армии необходимо умное руководство, чтобы поотдельности работать с интегративными компаниями и производителями комплектующих. Им нужны управленческие навыки, чтобы координировать процесс, интегрировать компоненты и получать решение. Но так как этого нет ни в нашей армии, ни у производителей, мы этого решения не имеем. Стоимость компонентов составляет 30 процентов от стоимости общего решения, а наша армия покупает его извне.
— Готовы ли вы сотрудничать с Минобороны, если поступит соответствующее предложение?
— Уже нет. Мы с ними работали с 2011 года, но нам так и не удалось объяснить им, что значит государственное мышление и фундаментальные инвестиции, что значит иметь весь производственный комплекс и фирму-интегратор. Разницы между фирмой-интегратором и фирмой, производящей компоненты, они не понимают. Или, что еще хуже и безнравственнее, не хотят понимать. Я полагаю, что они не безнравственны, а просто безграмотны и не способны понять.