У вернувшегося 18 ноября из азербайджанского плена Андраника Григоряна не обнаружили соматических заболеваний, однако родные обеспокоены его психическими проблемами, пишет Armlur.am.
Зять военнослужащего-контрактника Армен Арутюнян рассказал, что 9 декабря родные навестили Андраника в медучреждении уголовно-исполнительного учреждения города Шуши: его поведение, по словам Арутюняна, вызывает серьезное беспокойство.
«Он вел себя очень странно. Узнал нас, но никак не отреагировал. Не был на себя похож. Я слышал, что он ведет себя неадекватно, но увидел своими глазами и не поверил». В настоящее время семья, по словам собеседника, ждет результатов судмедэкспертизы.
Родные разговаривали с Андраником через стекло. Следователи, говорит Арутюнян, заверяют, что если будет доказано наличие психических отклонений, уголовное дело, заведенное по статье «дезертирство», будет закрыто. «Увидел родителей и никак не отреагировал. Было впечатление, что он даже не рад нас видеть. Врачи осматривают его каждые 5-10 дней. Но мы не надеемся, что ему станет лучше. Он спрашивал «в селе появилась канатная дорога, вы пользовались?» или «я хотел поплавать в Каспийском море, турки [турками в разговорном армянском называют и азербайджанцев] не разрешили». Рука моя всегда была повреждена, а он спрашивал, когда я порезался, не болит ли».
Срок службы по контракту истекал через месяц после пересечения границы с Азербайджаном, то есть, отмечает Арутюнян, версия о дезертирстве исключается: «Контракт был заключен на 3 года, через месяц истекал срок.
Из Еревана должен приехать общественный защитник. Посмотрим, что будет».
На вопрос о том, как Григоряна взяли служить, если у него были проблемы со здоровьем, Арутюнян сказал, что Андраник не прошел должного медобследования.
Возможности рассказать о проведенном в Азербайджане времени у Григоряна не было: следователи заявили, что говорить нужно только о родных, чтобы не мешать следствию: «Они вели себя так, будто он хотел рассказать о чем-то серьезном. Наверно, там произошло нечто из ряда вон выходящее».
Карабахо-азербайджанскую границу Григорян пересек 22 марта. Оружие и боеприпасы он оставил на боевой позиции. После инцидента пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованисян написал на своей странице в соцсети «Фейсбук», что поступок военнослужащего не подлежит комментариям: «Думаем, азербайджанцы вскоре заявят, что он в одиночку, вооруженный до зубов, напал на Азербайджан, а их аскяры кое-как нейтрализовали армянского рэмбо».
Через день после данной публикации Ованисяна азербайджанские СМИ распространили видео, на котором видно, как Григорян с белой тканью в руке движется в направлении видеокамеры. Голос за кадром говорит по-азербайджански: «Не стреляйте, не стреляйте, пусть подойдет, пусть идет. Не бойтесь, он идет справа, там нет мин».
Отец военнослужащего Арарат Григорян рассказал армянской службе радиостанции «Свобода» (Azatutyun.am), что у сына были проблемы в ходе службы. По словам Григоряна, в последний приезд домой Андраник был в очень плохом настроении, в таком же состоянии он вернулся в военчасть. Убедить сына сообщить что-либо о своем состоянии по телефону родителям не удавалось. По словам Арарата Григоряна, сын просил командование военчасти изменить его место службы.
Григоряны живут в селе Бердашен Мартунинского района Карабаха.