Высокопоставленные судьи и прокуроры Армении считают основным препятствием для судебной власти перегруженность судов и низкую зарплату судей. Коррупция, по их мнению, — не местная реальность, а советское наследие. Юристы и правоведы поделились своим мнением о проблемах в сфере с представителями Датской иммиграционной службы на встречах в апреле, которые впоследствии отразились в докладе датской стороны.
В беседе с представителями делегации председатель Кассационного суда Армен Мкртумян (на фото) связывает коррупцию не с вердиктами суда, а с людьми, способными стать жертвой взяток. По утверждению Мкртумяна, бывают случаи, когда адвокаты вымогают деньги у клиентов, называя это взяткой за необходимый вердикт.
Заместитель генпрокурора Эмиль Бабаян в беседе с авторами доклада не опроверг наличия коррупции в полицейской системе. Однако, сказал он, уровень коррупции в Армении не отличается от показателя в других бывших советских республиках: полиция Армении, по его словам, унаследовала коррупцию от Советского Союза.
Председатель Палаты адвокатов Ара Зограбян разглядел советский след и в судебной системе. Действующие судьи получили образование в СССР, и на них повлияла советская судебно-прокурорская школа. Судьи склонны считать, что если дело дошло до суда, подозреваемый виновен.
Председатель Союза судей Грачик Саргсян и исполнительный директор структуры Ваге Енгибарян констатировали, что коррупция есть как в Армении, так и во всем мире. Они утверждают, что суды в Армении перегружены, и им неизвестно ни одной постсоветской страны, в которой не было бы этой проблемы.
Отвечая на вопрос, каковы самые крупные риски для судебной системы, в Союзе судей упомянули о низких зарплатах и низкой пенсии.
О перегруженности судов высказался и Арман Мкртумян, который считает проблему единственным препятствием для судебной системы: население Армении составляет 3 миллиона, следовательно, по европейским стандартам, страна должна была иметь 600 судей, но их 234. Он связал проблему с недостаточностью госсредств.
Говоря о справедливом судопроизводстве, он отметил, что несогласен с критикой адвокатов, по словам которых, в ходе предварительного следствия сторона защиты лишена возможности ознакомиться с материалами дела. Более того, сказал он, материалы дела «слишком» доступны для защиты. Такое мнение, по словам председателя Кассационного суда, сложилось вследствие неверного описания проходящего в стране процесса, и ему жаль, что медиа создала такую картину.