Из инцидентов в тюрьмах Армении за 2016 год в докладе Госдепа США выделяется случай смерти Мхитара Саргсяна, зафиксированный в уголовно-исполнительном учреждении «Нубарашен».
«1 марта 2016 года официально было объявлено о том, что арестант УИУ «Нубарашен» Мхитар Саргсян совершил самоубийство. Супруга Саргсяна Сатеник Овсепян считает, что муж был убит из-за отказа пытать сокамерника, гражданского активиста Вардгеса Гаспари. 17 августа представитель интересов семьи пострадавшего ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи заявил, что Следственный комитет закрыл уголовного дело о смерти Саргсяна на основании неустановления личностей тех, кто довел его до самоубийства. По словам руководителя общественной организации, не было проведено должного следствия, чтобы сделать заключение о том, что случившееся – самоубийство, а не убийство», — пишут авторы доклада.
После смерти Мхитара Саргсяна гражданский активист, предприниматель, инженер Вардгес Гаспари заявил, что его, вероятно, убили за «недостаточное усердие», проявленное во время пыток над ним.
Авторы отмечают высокий уровень смертности в армянских тюрьмах. «По официальным данным, за 10 месяцев 2016 года скончались 24 осужденных, 17 – от болезни, 7 совершили самоубийство. По мнению общественных организаций по защите прав человека, такой уровень смертности обусловлен не только плохими тюремными условиями, но и тем, что в тюрьмах действует систематизированная уголовная система, иерархические отношения между заключенными, нет надлежащей медпомощи».
Как отмечают члены мониторинговой группы, осуществляющей общественный контроль в тюрьмах, медперсонал не независим в вопросе оказания медицинской помощи и вынужден получить разрешение руководства тюрьмы прежде, чем перевести заключенного в гражданскую больницу или зафиксировать его телесные повреждения.
Еще хуже условия в женской тюрьме, отмечают авторы, а наиболее уязвимы лица ЛГБТ+: в царящей здесь атмосфере они эксплуатируются и подвергаются насилию.