В 2016-ом серьезнейшей проблемой в Армении продолжало оставаться насилие со стороны полиции при задержании, аресте и на допросах. Об этом говорится в опубликованном Госдепом США 3 марта докладе по правам человека.
В части об Армении авторы отмечают, что, согласно действующим в сфере прав человека общественным организациям, многие из тех, кто подвергся насилию, не подали заявлений в полицию из страха расправы. Плохое отношение в основном проявляется в отделениях, которые, в отличие от тюрем и мест содержания арестованнных, закрыты для общественного мониторинга. Согласно общественной мониторинговой группе, осуществляющей контроль в МСА, сам арест используется полицейскими в качестве меры наказания.
«По сообщению ряда местных организаций, в том числе Хельсинкского комитета Армении, общественной организации «Защита прав без границ» и Хельсинкской ассоциации, в июле, в ходе акций протестов, проходивших во время захвата вооруженной группой «Сасна Црер» полка патрульно-постовой службы полиции в Эребуни, силовики подвергли жестокому, бесчеловечному и унизительному отношению ряд участников собраний, журналистов, гражданских и политических активистов и других граждан», — говорится в документе.
Авторы доклада пишут, что 29 июля полиция применила несоразмерную силу к демонстрантам, не демонстрантам (в том числе несовершеннолетним) и журналистам неподалеку от административного района Эребуни в Ереване. Параллельно переговорам в районе Сари Тах между лидерами оппозиции и начальником полиции Еревана Ашотом Карапетяном, замначальника полиции Армении Левон Ераносян дал команду, после которой стражи правопорядка начали бросать в демонстрантов взрывные устройства, вследствие чего многие получили осколочные ранения, ожоги, были случаи отравления газом.
«В то же время, люди в штатском с дубинками в руках атаковали демонстрантов и освещавших события журналистов, не давая людям покинуть территорию. Согласно действующим в сфере общественным организациям и наблюдателям, после предупреждения собравшихся о необходимости разойтись, полиция не предоставила достаточно времени для подчинения приказу. Согласно множеству сообщений, полицейские окружили демонстрантов, явно преследуя цель наказать, навредить и арестовать их. Люди в штатском, которые, как выяснилось позже, являются сотрудниками безопасности начальника полиции, применили физическое насилие к демонстрантам и журналистам.
По официальной информации, с 17 по 30 июля полиция задержала более 700 человек. Во многих случаях людей арестовывали просто за пребывание в определенном месте, вне зависимости от того, участвовали они в протесте или нет».
Также составители доклада пишут о насилии в армии. В частности, отмечается, что несмотря на отсутствие достоверной статистики о насилии в ВС, ненадлежащие условия, коррупция и отсутствие отчетности командиров способствовали плохому отношению сослуживцев или вышестоящих к солдатам и злоупотреблениям. Как сообщают общественные организации, субкультура, основанная на «преступной системе ценностей», навредила солдатской дисциплине и привела к концепции «мужского поведения», подчинив себе уставные отношения.
«Согласно Минобороне, эта субкультура не позволяла солдатам подавать сообщения о преступном поведении или насилии. И хотя военное руководство осознало проблему и стремилось решить ее, некоторые наблюдатели продолжают утверждать, что командиры считают насилие над призывниками эффективным способом сохранения порядка.
Согласно докладу, составленному на основе интервью с 38 бывшими военнослужащими, в военной полиции арестованные солдаты подвергались физическому и иному насилию, в том числе побоям, ударам резиновыми дубинками и унизительному отношению. Семьи солдат, в свою очередь, утверждают, что большая часть воинских частей находилась под контролем коррумпированных чиновников. На протяжении года были и сообщения СМИ, согласно которым, вместо того, чтобы освободить от службы молодых людей с серьезными проблемами со здоровьем, правительство призывало их в армию», — говорится в документе.