Правозащитники и общественные организации по вопросам прав женщин и домашнего насилия продолжают утверждать, что в Армении практически не действуют механизмы, предотвращающие преступление. Корреспонденты Epress.am побеседовали с адвокатом Нонной Галстян, которая рассказала о системных проблемах на примере случая Наиры Смбатян.
Смбатян заявляет об угрожающей ей опасности, полиция, однако, отмечает, что у них нет механизма защиты женщины.
«Если говорить о случаях домашнего насилия, по конкретным делам существует достаточно препятствий именно с точки зрения защиты прав лиц, которые подверглись домашнему насилию. Потому что, прежде всего, полицейские все еще не воспринимают случай домашнего насилия в качестве преступления. А если в это вовлечены и дети, ситуация еще хуже, так как, похоже, полицейскому не объяснить, что ребенок также может быть жертвой домашнего насилия. Почему-то полицейский, степень правосознания которого, казалось бы, должна помогать ему оценивать ситуацию в иной плоскости, говорит, что государству, тем более полиции, нечего делать во внутрисемейных отношениях, проблему должны решать члены семьи. Та же картина в суде. Отличие заключается в том, что, если одно из 100 дел доходит до суда, у нас уже появляется возможность представить случай несколько иначе. Но, тем не менее, подход правоохранительной системы остается прежним».
Галстян сравнила ситуации, в которых оказались Тагуи Мансурян и Наира Смбатян, назвав их схожими: в обоих случаях полиция не только бездействует, но и открыто заявляет «я не являюсь органом, обеспечивающим безопасность гражданина».
«В таком случае возникает вопрос: ради чего создана эта структура? Если у гражданина проблема, тем более, связанная с безопасностью, нарушением его прав или угрозой, куда ему обращаться, если не в полицию? Я задавала этот вопрос полиции именно в связи с делом Наиры. Они говорят: обращайтесь, куда хотите, наймите себе частную охрану и пусть она обеспечивает вашу безопасность. Если ваша жизнь, отвечаю я, окажется под угрозой, если конкретный человек будет нарушать ваши права, что вы предпримете, как гражданин. Был очень смешной ответ, ответил мне не рядовой полицейский, а начальник целого отделения. Он сказал «размозжу ему голову». И выходит, что даже работающий в этой системе человек считает, что с правовой точки зрения нет рычагов, нет никакой структуры, нет должностного лица, который в Республике Армения встанет на защиту нарушенных прав рядового гражданина», — в частности, говорит адвокат.