«В Армении, конечно, существуют частные компании по переработке бумаги, полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок, металлов и т.д. И хоть локальные решения лучше, чем их полное отсутствие, системный подход – единственный вариант не только для быстрого решения вопроса переработки мусора, но и для формирования осмотрительного отношения общества к сортировке мусора, повторному использованию вещей. Необходимо действовать быстро, так как стремительны и темпы загрязнения земель, воды и воздуха, поэтому решение этого вопроса вытекает из наших общих интересов жить в здоровой среде», — в заявлении от 18 октября пишет инициатива «Армянский экологический фронт».
«Однако не только не решен вопрос переработки мусора на системном, государственном уровне в Армении, но и стране продолжают предоставлять кредиты для строительства «традиционной» мусорки.
В июле 2015-ого между Европейским банком реконструкции и развития и мэрией Еревана был подписан кредитный договор, которым банк предоставляет кредит в размере 8 млн. евро (частной компании под ведомством мэрии) для строительства новой мусорки неподалеку от Нубарашена. 8-миллионный кредит выделит Европейский инвестиционный банк и такая же сумма в виде гранта будет получена от Инвестиционного инструмента соседства ЕС. Цель – избавить нерегулируемую Нубарашенскую свалку от непозволнительных технических и экологических стандартов, «превратив в новую санитарную свалку, соответствующую стандартам ЕС».
Согласно описанию программы, свалка даст и экологическую пользу, так как выброс метанового газа сократится на 3000 тонн, что соразмерно 60 000 тонн углекислого газа. Причиной возникновения метанового газа стали периодические пожары на свалке.
Нынешняя Нубарашенская свалка действует с 1960-х, там накопилось от 6 до 8 миллионов тонн жестких отходов. Ежегодно сюда поступает 300-360 000 тонн отходов.
Новую санитарную свалку предусматривают построить в непосредственном соседстве с действующей, на территории порядка 29га. Отличие новой свалки от старой заключается в изолировании фундамента, чтобы мусор не соприкасался с землей, кроме того, нужны центры обслуживания для мытья колес мусоровозов, свалка должна быть огорожена и освещена и т.д. Выбросы на свалке будут собираться в соответствующих резервуарах.
Несмотря на важность отмеченных преимуществ, проблема ассенизации в рамках этой программы, по сути, не решается, потому что остаются нерешенными и основные экологические проблемы, как то: вопрос переработки мусора, неприменение сожженого газа в качестве альтернативного источника энергии, вопрос опасных отходов, ведь эта свалка также будет расчитана на городские и другие подобные неопасные отходы. В программе так и говорится, что «требование ЕС о переработке мусора не может применяться для программы такого уровня, потому и осталось за зоной воздействия программы». И это в случае, когда 25% бытового мусора Нубарашена состоят из отходов, которые не биоразлагаются, а с 1989г. объем пластиковых отходов увеличился в 10 раз.
Что касается возможности производства энергии из сжигаемых газов, этот вариант тоже был отклонен из-за высокой себестоимости эксплуатации и техобслуживания, выделения дополнительной территории для устранения остатков после сжигания отходов.
То есть для переработки отходов, возможно, даже для установления соответствующих систем с целью получения энергии впоследствии потребуются дополнительные суммы, по всей вероятности, в виде кредитов.
Между тем, еще с 2002-ого между японской компанией «Шимидзу» и мэрией велись переговоры касательно осуществления программы производства электроэнергии, в рамках которой должен быть установлен электрический генератор мощностью 1.4 МВт, который работал бы на метановом газе из мусорной свалки.
Эта программа не только дала бы экологическое решение выбросам газа, так как их объем сократился бы в 21 раз, но Армения имела бы восстанавливающуюся из собственного сырья элетроэнергию, не считая годовую прибыль в $550 000 и безвозмездную передачу после строительства установленной системы мэрии Еревана. А японская сторона тем самым реализовала бы свои обязанности в рамках киотского протокола, направленные на сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов.
Однако впоследствии министерство экономики сделало оговорки по поводу реализации программы на основании того, что якобы японская компания займет монопольную позицию на Нубарашенской свалке, что ограничит возможность привлечения в сферу вывоза мусора других операторов. Причем, на решение повлиял и Всемирный банк, охарактеризовавший программу как содержащую «высокую степень финансовых рисков», и это в случае, когда японская сторона сама покрывала все расходы.
Уже в рамках заключенного в 2009 году договора компания установила станцию сбора биогаза на выделенном японской стороне небольшом участке (7.5 га), однако здесь газ просто собирается и сжигается, энергия не производится. Несмотря на это, по данным ООН, с 2009 года по сей день более чем на 100 000 тонн сократились выбросы углекислого газа через сжигание в Нубарашене биогазов. В случае полноценной реализации японской программы эта цифра утроилась бы.
Отметим, что по предварительной программе японская компания инвестировала бы $8 млн., а за весь срок ее осуществления – на протяжении 16 лет – доходы армянской стороны составили бы $800 000. То есть, если бы станцию запустили в 2002-ом, уже в 2018 году армянская сторона могла бы самостоятельно начать инвестировать в программу строительства новой свалки $8 млн. за счет доходов от сжигания биогазов с Нубарашенской свалки, либо работать над созданием перерабатывающих станций.
Более того, вместо выделенного в 2014-ом Европейским банком реконструкции и развития кредита в размере 3.5 млн. евро, на которые должны построить 8 таких свалок в Котайкской и Гегаркуникской областях, Армения могла покрыть расходы самостоятельно.
Однако армянская сторона до сих пор отказывается не только от программ, которые могут решить экологические проблемы, но и облегчить кредитный груз страны. Напомним, что на положение 2016г. долг Армении составлял $5.9 млрд. — 55% ВВП.
Примечательно, что в 2013-ом в предвыборной программе [правящей] Республиканской партии к выборам в Совет старейшин Еревана было положение о решении проблемы вывоза мусора, предусматривающее основать предприятия по сортировке и переработке мусора в течение 5 лет. Несмотря на неосуществление предвыборной программы, можно однозначно заключить, что правящая группа прекрасно понимает важность решения вопроса, однако их бездействие и отсутствие воли позволяют констатировать негативный вклад Армении в современные изменения климата по вине правительства, а также нарушение этой структурой права людей жить в здоровой окружающей среде. А вследствие того, что международные финансовые организации не выдвигают строгих требований перед Арменией и финансируют нестабильные программы, они превращаются в соучастников правонарушений нынешнего правительства».