Главная / Аналитика / Европейская интеграция должна как-то отличаться от российской

Европейская интеграция должна как-то отличаться от российской

Армения собирается подписать соглашение с ЕС о сотрудничестве. Совет Европейского союза опубликовал его текст. Ожидается, что документ будет подписан на ноябрьском форуме стран-участниц “Восточного партнерства” (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдова, Украина).

Изначально планировалось, что Ереван подпишет с ЕС соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли в ноябре 2013 года на вильнюсском саммите. Однако за два месяца до этого Армения объявила о намерении вступить в Таможенный союз и участвовать в евразийской интеграции. Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу в 2015-м.

Тем не менее Совет ЕС в ходе заседания на уровне министров иностранных дел в Люксембурге в октябре 2015 года уполномочил Еврокомиссию начать переговоры о новом рамочном соглашении с Арменией. О том, что оно может принести Армении и можно ли считать его переломным, “Эхо Кавказа” побеседовало с ереванским политологом Манвелом Саркисяном.

— Что касается требования Европы о закрытии атомной станции, то, если она представляет угрозу для европейской интеграции Армении, можно было бы ее решить элементарно: нужно закрыть электростанцию, и Европа могла бы спонсировать строительство новой, более безопасной электростанции. Но вот они вопросы как-то по-своему ставят: давайте подумайте вы сами, как закроете, – а как закрыть? Т.е. нет альтернатив.

Вот, страна заявляет о проблемах безопасности – Азербайджан, Турция и т.п. Россия финансирует их, снабжает оружием, и Европа никогда не говорит: ну, а мы вам предложим свое вооружение, более современное, хорошее. Взять хотя бы сейчас – атомная станция представляет угрозу европейскому пространству, и ее надо решить. Раз представляет угрозу, надо профинансировать, чтобы это было закрыто. Пока что такого понимания нет.

И это тоже порождает недоверие к европейской интеграции Армении, потому что в Европе наблюдается пока какое-то безразличие к проблемам Армении. В принципе, получается так: сами подумайте, что-то делайте. Когда ставится вопрос, что у нас есть такие серьезные проблемы, реакция на это — молчание: как хотите, так и решайте. Так не бывает. Интеграция должна обязательно касаться наиболее ключевых проблем каждой стороны, тем более проблем, касающихся других стран. В данном случае проблема атомной электростанции – это проблема, касающаяся всех, соответственно, надо сообща попробовать найти решение этой проблемы, понимания чего, по-моему, пока нет в Европе. Европа считает это своей проблемой и считает, что она может участвовать в решении этой проблемы или она оставляет это просто на плечах Армении? Я думаю, что если это интеграция, то все должны решать. По крайней мере, чем-то же должна отличаться европейская интеграция от интеграции в российские проекты. Именно этим.

В российских интеграционных процессах такого нет – здесь навязывают тебе, говорят, делай то-то, иди теплицы строй, помидоры продавай в Россию и все, нас не интересует – будешь рыпаться, поднимем цену на газ. Т.е. это добровольно-принудительная интеграция. Европейская интеграция тем и отличается, что она фактически считает проблемы каждой страны своими проблемами, т.е. Европа не должна говорить: вы там что-то закрывайте, это ваша проблема. Если мы интегрируемся, то это наша общая проблема, давайте подумаем, как ее решить. Проблемы не должно быть, и, поскольку она существует, значит, доверие по отношению к интеграции как-то теряется.