Оппозиционная армянская партия Елк (Выход) объявила о начале Бархатной революции в Армении, в ответ на решение руководителя страны Сержа Саргсяна править Арменией до самой смерти (теперь из кресла премьер-министра). («Елк» — это блок из двух партий и парламентская фракция, в которую входит партия «Гражданский договор», лидер которой Никол Пашинян возглавил ереванские протесты. Партия Пашиняна вышла из «Елка». Оставшаяся «Лусавор Айастан» (Просвещенная Армения) к протестам не присоединилась — epress.am)
До декабря 2015 г Армения была президентской республикой. В 2008 г Саргсян избран на пост президента, в 2013-м — переизбран. 6 декабря 2015 г в Армении прошел референдум, по результатам которого страна превратилась из президентской в парламентскую республику. Это было необходимо правящей Республиканской партии и Саргсяну, чтобы сохранить власть в дальнейшем, поскольку идти на новый президентский срок он не имел права по законам страны. Поэтому правящая Республиканская партия и ее лидер Серж Саргсян (ставленник Карабахского клана и Москвы), добились в декабре 2015 г превращения Армении в парламентскую республику. Основная власть теперь у премьера, в то время как полномочия президента ограничены.
В субботу Республиканская партия официально утвердила кандидатуру экс-президента Саргсяна на посту премьер-министра страны. Полномочия Саргсяна на посту президента завершились 9 апреля, и он намерен править Арменией теперь уже из кресла премьера. Фактически, Серж решил стать армянским царем — пожизненным правителем.
Елк — про-европейская и анти-российская партия. Уличная мобилизация в Ереване серьезная, но пока не ясно, достаточная ли для того, чтобы снести режим.
Армянское государство в значительной степени контролируется из Москвы. Крупнейшие энергетические компании принадлежат РФ. Из-за неэффективности местной экономики сотни тысяч армянских рабочих вынуждены отправляться на заработки в Россию. Премьер-министром страны до недавнего времени было доверенное лицо Кремля, один из руководителей Газпрома Карен Карапетян. Наконец, само существование армянского государства связано с присутствием на его территории российской военной группировки, прикрывающей границы страны.
В условиях враждебных отношений с Азербайджаном и непрерывно усиливающейся мощи азербайджанской армии (богатый нефтью Азербайджан закупает новейшее оружие в Израиле, России и Турции в таких количествах, что Армении это абсолютно недоступно) руководство Армении вынуждено цепляться за военный союз с РФ. Четырехдневная война в апреле 2016 г показала растущие военные возможности Азербайджана и его очевидное намерение силой вернуть Карабах.
Все это оппозиция ставит в вину Сержу. Его обвиняют в фальсификациях на выборах, в завышенных ценах на энергоресурсы и в других экономических проблемах (коррумпированный режим обложил невыносимой неформальной коррупционной данью армянских предпринимателей), в военном поражении в апрельской войне и в том, что он — российская марионетка. К тому же, Серж теперь захотел стать пожизненным правителем: с такой откровенной диктатурой многие армяне не готовы мириться. Елк предлагает ориентироваться на европейские образцы и тесно сотрудничать с Европейским союзом. В Армении в последние годы наряду с анти-правительственным быстро росли анти-россйиские настроения, поскольку Серж является ставленником Москвы.
Однако, именно благодаря связям с Москвой и нестабильной неопредленной военно-политической ситуации Серж Саргсян и его группировка получили возможность в течении многих лет управлять страной. Ненависть к ним велика, но армяне боятся дестабилизации. Если начнутся беспорядки, как отреагирует на это Азербайджан? Не всем нравится про-европейский настрой Елк. И дело тут не только и не столько в гей-парадах и других европейских социально-культурных новинках, которые Армения в обозримом будущем не примет. Все понимают, что Евросоюз богаче и сильнее России и что его экономическая система более эффективна, а это главное.
Но если группа Елк победит, не захочет ли РФ уйти из Армении? Способно ли армянское государство в одиночку противостоять Азербайджану, лишившись сильного союзника в лице Москвы? Ведь Евросоюз демонстрирует откровенно слабую внешнюю политику, он не стал защищать даже соседнюю и дружественную Украину, что тогда говорить об Армении? (Что касается США, то они не проявляют к Армении большого интереса. К тому же, американцам и их союзнику Израилю не может нравиться растущее партнерство Армении и Ирана). Наконец, что будет с армянскими рабочими, ведь велика вероятность, что в случае успешной революции и выбора анти-российского курса, Россия отправит их домой. Кто тогда будет кормить их семьи? Работы в Армении нет…
При этом, не может быть сейчас и речи о том, чтобы заключить с Азербайджаном мир на основе компромисса. Успешная война за Карабах (1992-1994 гг) легитимировала независимое армянское государство в глазах его бедного, страдающего от авторитарного режима населения. Эта победа — единственный предмет гордости данного государства (мы говорим о современности, а не о прошлом Армении). Поэтому любой политик, который предложит мирный договор с разделом Карабаха, будет встречен народной ненавистью…
Армения оказалась в ловушке, созданной сильным национальным чувством. Она не готова больше жить в качестве зависимого от РФ, марионеточного, бедного, коррумпированного, авторитарного государства. Царизм — это не то, что готов принять армянский народ с его довольно сильными демократическими настроениями и высоким уровнем гражданской активности. Но никто не знает, сможет ли страна существовать без России. В этом главный парадокс современой Армении. И мы пока не знаем, как он разрешится.
Все эти факторы влияют на выбор Армении. Поэтому, хотя ненависть к Сержу Саргсяну велика, совершенно не факт, что протестующие смогут собрать достаточно людей для того, чтобы свергнуть авторитарный режим.
Михаил Магид, публицист
специально для Eurasia Diary