Главная / Армия / Мы не считали поголовье пленных

Мы не считали поголовье пленных

Поводом для интервью с правозащитником Варданом Арутюняном послужила акция протеста родственников и односельчан попавшего в азербайджанский плен Карена Газаряна. Они перекрыли межгосударственную магистраль Армения-Грузия, требуя обмена пленными между Арменией и Азербайджаном. Следствие по делу Газаряна началось в Азербайджане 6 ноября. Мужчина обвиняется в попытке теракта с применением оружия и взрывчатого вещества. Армянская сторона отрицает данное утверждение. 20 ноября на встрече с журналистами о вопросе высказался премьер Никол Пашинян: ««Против кого была направлена эта акция? Если против азербайджанских властей, почему в таком случае перекрывается дорога, блокирование которой вообще является одной из стратегических целей Азербайджана?». Ранее через прессу руководство Азербайджана предложило обмен по принципу всех на всех.

Собеседник Epress.am имеет опыт обмена пленными еще со времен, когда трудно было представить, что карабахский конфликт достигнет таких масштабов. Свою деятельность он начал еще при СССР, был арестован, пополнив длинный список советских политзаключенных.

«Первая возникшая тогда мысль заключалась в том, что нельзя считать поголовье пленных, обмен всегда должен происходить по принципу всех на всех: у одной стороны, скажем 16 пленных, у другой — 26, и что будет с теми 10?». Сложности, по мнению правозащитника, возникают в связи с попытками Азербайджана — в том числе через международные структуры — довести до Армении свое предложение обменять диверсантов, проникших на армянскую территорию и убивших людей: «Насколько я понимаю, с обеих сторон есть пленные, которые оказались либо случайно, как в случае с этим нашим пленным [Карен Газарян], либо вследствие столкновений. И на первый план должны выйти не те, кто попали в плен вследствие диверсионных действий, в этом случае сложно даже говорить о пленении, так как они совершили уголовное преступление, убили людей на территории Армении или Карабаха. Сравнивают с Рамилем Сафаровым, что, возможно, неуместно, но такая мысль возникает. Думаю, сравнение направлено не на азербайджанскую сторону, а на посредников, которые передают армянской стороне просьбы азербайджанской».

Тот факт, что возвращение именно этих людей является сверхзадачей Азербайджана, говорит о представлениях азербайджанцев об обмене пленными. «Считаю очень верной или очень серьезной идею обмена всех на всех, но можно ли в этих «всех» включать диверсантов, убийц? Ответить на этот вопрос я не могу. Вероятно, его нужно поставить на обсуждение».