Власти Екатеринбурга планируют построить храм Святой Екатерины к 300-летию города. Но многие жители против — они хотят сохранить сквер, на месте которого собираются построить храм.
Ночью 13 мая парк огородили забором, тогда тысячи людей вышли на стихийный митинг в знак протеста против начала строительства.
Власти хотят построить храм к 300-летию города в 2023 году, но многие жители против. Они считают, что в городе и так мало парков. Протестующие собрались на стихийный митинг, сообщает Би-Би-Си.
На акцию приехали молодые люди спортивного телосложения. Они обступили строительную палатку, в которой, по неподтвержденным данным, находился первый символический камень храма, и вступили в столкновения с противниками строительства. Очевидцы говорили о примерно нескольких сотнях агрессивно настроенных молодых людей — бойцов академии единоборств «Русской медной компании». Им удалось восстановить забор по всему периметру. Протестующих оттеснили, а тех, кто остался внутри ограждения, постепенно выпускали из-за него.
Полиция до позднего вечера не вмешивалась в происходящее. Как рассказали участники акции, молодые люди, защищавшие забор, избили нескольких противников строительства. Помимо этого, один из них распылил газ из баллончика, в результате этого пострадала одна из протестующих, ей вызвали скорую. Полиция долгое время не вмешивалась в происходящее и лишь поздно вечером начала отдельные выборочные задержания. При этом когда полицейские попытались задержать человека, распылившего газ, его соратники не позволили этого сделать (позже он все-таки был задержан).
Первый протест разгоняли борцы Академии единоборств РМК, которая и финансирует строительство храма.
Иван Штырков, президент Академии единоборств РМК: «Я бы не сказал, что это был митинг с нашей стороны. Мы просто с ребятами приехали с тренировки помочь охране. Не было каких-то слов о том, что проходит митинг. Мы же с ребятами из охраны со многими знакомы. Ребята как бы начали делиться своими шокирующими новостями. Со стороны спортсменов никакой агресси не было точно.
Я, конечно, за постройку храма. Вера — это наша сила».
Александр Цариков, журналист: «Есть масса видео, где товарищи с той стороны загородки, представители в брендированных вещах РМК используют обсценную лексику. Становится ясно, что агрессия все-таки с их стороны была».
На второй день в сквер приехали бойцы Росгвардии и ОМОН. Задержаны 23 человека.
При этом Телеканал Дождь отмечает, что, обсуждая столкновения 13 мая защитников сквера со спортсменами-сторонниками строительства храма, мало кто говорит об экономической подоплеке всего конфликта, а она есть. Известно, что строительство церкви финансируют два екатеринбургских миллиардера — владелец «Русской медной компании» Игорь Алтушкин и глава «Уральской горно-металлургической компании» Андрей Козицын. Именно Алтушкин учредил, например, ту самую академию единоборств, бойцы которой противостоят горожанам.
Игорь Алтушкин и Андрей Козицын — это настоящие екатеринбургские мужики, которые родились и выросли в Свердловской области и попали в рейтинг Forbes, в котором они соседи: 24 и 25 место — это чуть больше 4 миллиардов долларов, говорит корреспондент телеканала: «Алтушкин вообще с 17 лет начал заниматься бизнесом: в 1992 продавал лом цветного металла. Этот город дал этим бизнесменам все, и они, как люди очень набожные, искренне верят, что строительство и восстановление храмов в регионе — это такой знак благодарности».
Нынешний глава российского города Александр Высокинский не стал выходить к противникам строительства храма из-за «позиции митингов и нарушения закона». «Сегодня диалог будет организован. А идти на шантаж: «Мы вам сейчас заборы будем сносить, приходите все»— это не закон», — пояснил мэр Екатеринбурга.
При этом его предшественник Евгений Ройзман в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что поддерживает тех, кто собрался сегодня на митинг. Если раньше Ройзман выступал за строительство собора даже на акватории пруда, то теперь обвиняет власти в том, что они не пошли на диалог с жителями Екатеринбурга.
«Я на стороне горожан. Полиция не должна себя так вести, когда дело уже почти доходит до мордобоя. Сейчас должна включаться власть. Если бы мэр был избранный, а не назначенец, он бы никогда не подписался на строительство храма в сквере. Губернатор может решить. Но его как будто не существует. Нужно честно выходить к людям и решать проблему. Можно найти варианты, в городе много земли», — сказал экс-мэр.
Еще два года назад, будучи главой города, Евгений Ройзман выступал за строительство храма. Причем не был против того, чтобы собор возвели на воде. Но от этой идеи власти отказались после многочисленных протестов.