Закон об услугах такси или лицензировании автомобилей остается на бумаге. На деле ни таксисты-частники, ни сотрудники такси-сервисов не получают лицензий, а это, по мнению председателя Союза работодателей служб такси Ваагна Саакяна, попустительство, совершаемое с разрешения государства, которое в первую очередь на руку онлайн-системам заказа (Yandex, GG, Utaxi).
Принятый в 2006 году закон о лицензировании перестал действовать с момента, когда в Армении появился сервис Яндекс.такси. Лицензирование как механизм государственного контроля предполагал ряд проверок и не был выгоден онлайн-системам заказа: при надлежащем осуществлении лицензирования большинство эксплуатируемых в сети 55 000 автомобилей (эту цифру, по утверждению Саакяна, на встрече с министром назвали сами представители сферы) и работающих водителей лишились бы разрешения на предоставление услуг по ряду причин: недостаточный уровень квалификации, недостатки автомобилей: «Это предполагает снижение доходов владельцев онлайн-приложений».
Яндекс.такси и другие системы имеют колоссальное воздействие на регулировки сферы, говорит председатель Союза. По его словам, Яндекс.такси «импортировали» в Армению с целью монополизации сферы, и цель полностью достигнута. После вхождения системы на армянский рынок из 1100 такси-служб остались только 30.
Саакян считает, что местные компании обанкротились из-за демпинга: в начальном периоде Яндекс.такси предлагала очень выгодные условия не только пассажирам, но и водителям (приплата, компенсация заказа по минимальной сумме и т.д.). Факт демпинга Яндекс.Такси не отрицает. В свое время компанию оштрафовали за это, однако штрафы не были эквивалентны не только потраченным на демпинг суммам, но и объему дальнейшей прибыли.
На сегодняшний день у онлайн-сферы доминирующая роль и непонятный правовой статус: формально, говорит Саакян, ни Яндекс.Такси, ни GG, ни Utaxi не имеют статус работодателя. «Это скорее диспетчерские организации, покупающие и перепродающие заказ по цене, равной 10-15 процентам заказа». Водители, работающие на онлайн-платформах, считаются частниками/самозанятыми. Они не платят налоги из-за низкого оборота, а владельцы олнайн-платформ уплачивают только налог на прибыль.
Кроме того, неясно, кто и как гарантирует безопасность предоставляемых услуг. Лицензирование, говорит Саакян, предполагает, что государство берет на себя вопрос обеспечения безопасности потребителей: проверяются навыки водителей, состояние автомобилей. То, что лицензирование больше не действует, означает, что вопрос обеспечения безопасности падает на частника, это не гарантируется, не контролируется и не регулируется государством.