Лишние километры, которые можно проехать на автомобиле, представляют собой меньше сложностей, чем спасение одного ребенка или одной роженицы, считает министр здравоохранения Армении Арсен Торосян. По его мнению, роддома общин, не соответствующие стандартам, представляют потенциальную угрозу для новорожденного и роженицы. Безопаснее обратиться в больницу, расположенную в нескольких километрах, чем в сельский роддом, где нет удовлетворительных условий.
8 января жители города Маралик и прилегающих общин перекрыли автомагистраль Гюмри-Ереван вместе с сотрудниками местного родильного дома, требуя от министерства отказаться от идеи закрытия медучреждения.
Министр говорит, что медучреждения не закрываются, просто регулируются принципы и виды предоставляемых там услуг.
«В 2018 году эксперты нашей сферы обозначили принципы того, какие мы должны иметь учреждения, оказывающие родильную помощь. Были определены категории: первая, вторая, третья А и третья Б.
Были оценены все медучреждения Республики Армения, оказывавшие такие услуги. Оценка состоялась во второй половине 2018 года, и все получили категории.
Некоторые учреждения не удовлетворяли требованиям ни одной из категорий — по количеству рождений, кадров, оборудования», — сказал Торосян, подчеркнув, что по завершении оценки медучреждениям дали год на внесение изменений.
Однако мараликский роддом, как отмечает министерство, не претерпел изменений. За прошедший год там появилось на свет всего 102 ребенка. Согласно ведомству, для продления финансирования необходимо появление на свет минимум 150 детей. В роддоме отсутствуют специалисты, в частности, нет акушера-гинеколога, что может представлять серьезную угрозу как для матери, так и для новорожденного.
Чем обусловлено решение лишить роддом государственного финансирования? Участники акции протеста утверждали, что вместо того, чтобы закрыть больницу, можно было улучшить условия.
Министр Торосян с этим несогласен. По его словам, существует принцип, принятый экспертным сообществом сферы: с точки зрения эффективности расходов и качества услуг для больничного звена оптимально увеличение, а для амбулаторно-поликлинической системы — локализация и дробление. Это та отправная точка, по словам Торосяна, из которой вытекают реформы в сфере, в том числе — в сфере родильной помощи.
«Если гипотетически взять 2 медучреждения, в которых предоставляются совершенно одинаковые услуги, в учреждении, где услуг меньше, в смысле качества они ниже, чем там, где предоставляется больше услуг.
В Ереване у нас 3-4 очень крупные больницы, в каждой из которых по 400-500 коек. Но если смотреть с точки зрения классического регулирования эффективности расходов, если бы Ереван только строился, то есть строился бы город с миллионным населением, самой оптимальной и верной моделью было бы строительство всего одной больницы на 1500 коек.
Это о здравоохранении, больничном звене в целом.
А когда мы говорим о внебольничном звене — амбулаторно-поликлинической системе, — здесь действует противоположный принцип: эти услуги должны быть максимально приближены к потребителям, пациентам, нашим гражданам. Для этого у нас множество амбулаторно-поликлинических учреждений в Ереване, в областях, во многих сельских общинах. Сотни. В некоторых небольших сельских общинах есть пункты фельдшеров-акушеров», — рассказал министр.
«Увеличение» роддомов как части больничного звена обусловлено именно этим принципом и не преследует финансовых интересов, говорит он: «Это связано только с сокращением и предотвращением смертности среди детей и матерей».