Главная / Аналитика / Островчане, а не турки или греки. Кипр разгневал Анкару

Островчане, а не турки или греки. Кипр разгневал Анкару

автор Арут Сасунян
издатель и редактор газеты «Калифорния Курьер»
перевод Рузанны Авагян

18 февраля 2020г. турецкий колумнист Орхан Ченгиз написал статью на сайте «Аль-Монитор» под заголовком «Почему кипрский турецкий лидер провозглашен «врагом» в Турции?». В статье представлены подробности противоречий между правительством Турции и турецким главой Кипра.

С момента захвата Турцией Северного Кипра в 1974 году Республика Турция потратила миллиарды долларов и разместила тысячи турецких войск, чтобы сохранить на острове свои позиции.

В последние месяцы турецкие СМИ писали о вражде между правительством страны и руководителем турецкого Кипра. «Турецкие чиновники и политические деятели, посещающие только признанную Анкарой Турецкую Республику Северного Кипра, с октября отказались встречаться с ее президентом Мустафой Акынджи», — пишет Ченгиз.

Разногласия начались в октябре прошлого года в связи с вторжением Турции в Северную Сирию, когда Акынджи осмелился раскритиковать «султана» Турции Реджепа Тайипа Эрдогана: «Сейчас, даже если мы назовем это [вторжение] «Источником мира», то пролилась не вода, а кровь. Поэтому самое большое мое желание в том, чтобы диалог и дипломатия начались как можно скорее». Сотни турок были арестованы в Турции за критику военной кампании в Сирии. Помимо высказываний о Сирии, Акынджи выразил несогласие с Турцией в связи с вторжением на Северный Кипр: «Несмотря на то, что мы называли это действие мирным [в Турции используется выражение «Операция по поддержанию мира на Кипре»], это была война и в 1974 году была пролита кровь». По словам Ченгиза, «сравнив два этих вторжения, Акынджи явно хотел сказать, что военные действия в иностранных государствах создают длительные проблемы, следовательно, он предложил Турции рассмотреть иные варианты в Сирии».

И хотя критика Акынджи преследовала благие намерения, не терпящий инакомыслия Эрдоган пришел в ярость, заявив, что Акынджи «перешел все границы», и добавил, что вскоре электорат преподаст ему хороший урок. Вице-президент Турции Фуат Октай тоже осудил турецкого главу Кипра. Ченгиз сказал, что «тогда на Северном Кипре Акынджи получал угрозы смерти, в связи с чем он потребовал судебного разбирательства».

Затем колумнист добавил, что слова Акынджи превратили его в козла отпущения в Турции, вызвав беспрецедентный отклик, с которым когда-либо сталкивался какой-либо представитель Северного Кипра. Лидер Партии националистического движения (МНР) Девлет Бахчели призвал Акынджи немедленно подать в отставку. «Акынджи и его единомышленники не должны забывать, что Кипр турецкий и турецким останется», — сказал он. Также он предложил Акынджи перебраться на юг греческого Кипра. Пресс-секретарь партии «Справедливость и развитие» Омер Челик призвал Акынджи принести извинения, а министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу сказал, что лидер Северного Кипра «враждебно относится к Турции», что он никогда в жизни не видел «такого бесчестного политического деятеля». На фоне таких настроений среди высокопоставленных политиков провластная пресса стала действовать еще жестче. «Крестоносец Акынджи должен немедленно уйти в отставку», — написала одна из газет, другая же заявила, что Акынджи «был подобен врагу».

Ченгиз пояснил в своей статье: «Это Турция оплачивает счета на Северном Кипре — прямой и косвенной финансовой помощью. Следовательно, кипрские турки всегда должны быть признательны Анкаре. Турция — «мать», а Турецкая Республика Северного Кипра — ее «дитя». Все, что вне идеи этой подведомственности, поставит под угрозу статус-кво».

6 февраля в интервью «Гардиан» Акынджи предупредил, что греческая и турецкая общины Кипра «отделятся навсегда, если в скором времени не будет достигнута договоренность со «справедливым» федеральным решением». Акынджи сказал, что не согласен с видением Эрдогана по поводу отношений между Анкарой и Никосией в качестве «матери и ребенка… Я хочу независимых братских отношений». Он признал, что Турецкая Республика Северного Кипра должна сделать больше для того, чтобы ее экономика меньше зависела от Турции, которая оплачивает счета правительства. Чтобы сделать это, Северному Кипру нужна была поддержка с [греческого] юга, сказал Акынджи «Гардиан».

«Акынджи, который вечером в среду [5 февраля, 2020г.] начал свою кампанию по переизбранию, сказал, что единственным жизнеспособным решением почти 50-летнего разделения Кипра — воссоединение под «федеральным небом»… «Если этого не произойдет, — сказал Акынджи «Гардиан», — север будет впадать в еще большую зависимость от Анкары и в конце концов может быть проглочен в качестве фактически турецкого штата».

«Видение Акынджи, которое разделяют множество кипрских турок, призывает к двуобщинности, к Кипру с двумя территориями, политическому равенству и одному «юридическому лицу, — сказал он «Гардиан». Оно основано на общей идентичности островчан, а не на их турецкой или греческой принадлежности, написал Ченгиз.

«Вероятный соперник Акынджи на выборах — Эрсин Татар, явный сторонник Анкары, популист, выступающий против примирения с югом. Татар — нынешний премьер-министр — за двустороннее решение. Он пользуется большим содействием президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и новоселов, несметное число которых прибыло с материка, изменив религиозный и культурный облик острова», — отмечает «Гардиан».

«Я не собираюсь быть вторым Тайфуром Сокменом», — сказал Акынджи изданию, сославшись на президента Хатая, который в 1930-е после референдума присоединил к Турции свою республику — часть Сирии, прежде имевшую французский мандат.

Спор между Турцией и турецким лидером Кипра отвлекает внимание турецкого правительства от ряда других серьезных конфликтов Турции: с Арменией, Ираком, Сирией, Ираном, Ливией, Грецией и Кипром.