Британский журналист Росc Кларк пишет о самом опасном, по его мнению, последствии коронавируса — массовой истерии.
Отменившим поездку в Венецию и заказавшим с Амазон дорогостоящие медицинские маски, наверно, неприятно будет узнать, что ничего из ряда вон выходящего не происходит.
Коронавирус (Covid-19) — вирус довольно опасный, но не настолько, как нам кажется. Выяснилось, что он скорее провоцирует наш внутренний гнев, чем влияет на дыхательные пути. На положение 24 февраля во всем мире был зафиксирован 79 331 подтвержденный случай, все они (за исключением 2 069) — в Китае. Случаев смерти в Китае было 2 595 и 23 — во всем мире [на сегодняшний день эти цифры изменились: в мире 93 567 подтвержденных случаев, только в Китае — 13 285, количество смертей — 3204].
А сезонный грипп? По оценке Центра по контролю и профилактике заболеваний США, от сезонного гриппа в мире ежегодно умирает от 291 000 до 646 000 человек. То есть только в случае, если в ближайшие недели или месяцы смертность от коронавируса увеличится в 100 раз, она достигнет низшего показателя смертности от гриппа.
Кто носит медицинские маски, чтобы защититься от обычного гриппа? Расписание скольких самолетов и поездов были нарушены из-за гриппа? Сколько границ закрывалось? Сколько раз грипп влиял на Фондовую биржу?
Тем не менее, есть несколько обоснований того, что коронавирус требует большей бдительности. Это новый вирус, вакцины еще нет. Но мы каждый день узнаем о нем все больше. В настоящее время уровень смертности составляет 1% или и того меньше: это в основном люди, имевшие проблемы со здоровьем.
Причина истерии вокруг коронавируса в том, что многие воспринимают превентивные меры в качестве признака высокого уровня угрозы. Прекращен въезд и выезд из ряда китайских городов, объявлен карантин, закрываются заводы, улицы опустели (остается несколько людей в масках), и это воспринимается в качестве признака скорой серьезной угрозы. Не прими Китай таких серьезных мер для прекращения дальнейшего распространения заболевания, мы не были бы столь обеспокоены.
В нашем отношении к этому вирусу, кажется, четко проявляется синофобия. Любая новая болезнь, выходящая из Китая, очень быстро квалифицируется как «эпидемия».
Поднятый вокруг коронавируса шум умещается в контексте нелепых разговоров, к примеру, о том, что китайская компания Huawei якобы ворует информацию с наших сотовых.
Воображение людей в основном не волнуют заболевания, которые берут свое начало в любом другом месте. В 2014 году появилось кратковременное беспокойство, когда в Западной Африке появилась более смертоносная Эбола (с тех пор от нее в общей сложности погибло 11 310 человек).
Если мы и хотим беспокоиться по поводу какой-либо заразной болезни, ею должен стать туберкулез. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что в 2018 году в мире было зафиксировано 10 миллионов новых случаев, погибло 1,45 млн. человек.
Но в связи с этим еще никто не стал скупать медицинские маски. Скольким известно, что эпицентром туберкулеза является Индия, на которую приходится 27% зарегистрированных случаев?
Есть и нечто другое в панике вокруг Covid-19. Это стало последним феноменом, удовлетворяющим потребность в беспокойстве населений развитых стран. Мы живем в самые здоровые и мирные времена в истории, но отказываемся признавать это. Мы постоянно создаем демонов: от климатических изменений, угрозы ядерной войны и обвала финансовой системы, кончая смертоносным вирусом. Шумиха вокруг коронавируса достигла такого масштаба потому, что он появился вовремя. В конце января без инцидентов завершился Брексит. Конфликт между США и Ираном ни к чему не привел. Пожары в Австралии почти погасли. О чем еще беспокоиться?
Вот тогда-то и начался период паники в связи с новым вирусом. Вскоре найдут способ его лечения. Темпы распространения вируса в континентальном Китае уже стали снижаться. Появится необходимость новых причин для беспокойства. Что будет на этот раз? Астероиды? Другой «чрезвычайный» случай, связанный с погодными условиями, или нечто совершенно иное? Пока неясно, но что-нибудь точно найдется.
29.03.2020, источник spectator