Никакое решение вопроса Карабаха не может стать практическим, если его не принимают народы Армении и Карабаха, в том числе — парламенты двух стран. Об этом с трибуны Национального собрания Армении во время обсуждения исполнения бюджета в 2019 году заявил премьер-министр Никол Пашинян, отвечая на вопрос о последних заявлениях главы МИД России.
По мнению Пашиняна, ни один руководитель Армении не высказывался о позициях по Карабаху так часто, как он: «Ни один глава Армении не был публичным и прозрачным настолько, насколько я. Мои позиции, позиции правительства существуют постольку, поскольку это наши позиции, а наша позиция существует вне зависимости от того, какие еще позиции есть в мире».
Любое решение, повторил он, должно быть приемлемо для народов и парламентов Армении и Карабаха: не может существовать никакого варианта решения, которое бы на обсуждалось в советах безопасности Национальных собраниях Армении и Карабаха. «Даже если прежде существовали власти, считавшие, что подпишут и решат вопрос, они переоценили свои силы. Без вас решения быть не может, если оно будет иметь место при парламенте этого созыва».
Также Пашинян не видит необходимости в том, чтобы «добавить или убавить хотя бы запятую» из сделанных им ранее заявлений: «Все это содержит риски, но это дело выбора: чего мы хотим, как страна, какую позицию мы хотим занять? Хотим ли мы занять позицию, обхватив голову руками, мол, не бейте нас, или выступать в качестве страны, которая при необходимости может принимать удары и наносить контрудары?».
Также он высказался о работе дипкорпуса Армении, сказав, что даже если армянские дипломаты приняли и осуществляют такой подход, то только частично: «Принеся извинения дипломатическому корпусу, я должен сказать: а принял ли дипкорпус эту позицию полностью и осуществляет ли ее в полном объеме? Нет. Я не говорю, что ее никто не принимает. Очень профессиональная его часть принимает, но я вижу, есть и такие, кто привык работать в прежнем режиме, привык унижаться, ходить и, максимально нагнувшись, о чем-то слезно просить, получать крохи и радоваться этому. Это моя оценка ситуации. Мне известно множество конкретных примеров, я видел, пережил это, в том числе с сожалением», — заключил премьер.
Ранее, напомним, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что стороны карабахского конфликта обсуждают проекты (в том числе — представленный в Москве около года назад), которые предполагают продвижение в урегулировании на основе поэтапного подхода. «Полагаю, на первом этапе – решение наиболее актуальных проблем, освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и прочих коммуникаций».
Его армянский коллега в ответ заявил, что на столе переговоров нет документа с упомянутым Лавровым вариантом.
«Невозможно предположить, что какая-либо из армянских сторон может пойти на уступки, которые поставили бы под угрозу безопасность населения Арцаха», – сказал Зограб Мнацаканян, добавив, что мирное урегулирование возможно только путем взаимных уступок, а уступок не было и не будет.