О продолжающихся уже более месяца протестах в Беларуси и ситуации, сложившейся вокруг ожидающихся президентских выборов, в своем ролике на Youtube-канале высказался российский блогер, автор популярных политических телеграм-каналов «Сталингулаг» и «Саня из Дагестана» Александр Горбунов.
«Для того, чтобы осознать весь ужас происходящего там сейчас, мы сначала немного углубимся в историю этой страны.
30 августа 1954 года в поселке Копысь Оршанского района Витебской области родился мальчик. Он рос и воспитывался без отца, был трудным учеником и состоял на учете в милиции. В 1975 году он окончил пединститут, после чего ушел на службу в Пограничные войска КГБ.
В нем не было ничего бунтарского. Он был вполне себе советским и намеревался сделать обычную советскую карьеру. Без ярко выраженных профессиональных способностей, — но с энергией, бьющей через край, — после службы он начал активно заниматься общественной работой, вступил в КПСС и к 88 году дослужился до директора совхоза.
Через два года на него завели уголовное дело за рукоприкладство, то есть избиение… механизатора. В ходе журналистского расследования выяснилось, что к тому моменту директор совхоза из 12 механизаторов успел отметелить уже восьмерых. Но поскольку в 90-м году он стал депутатом Верховного Совета и получил неприкосновенность, дело пришлось прекратить.
В 93-м году он возглавил Комиссию по борьбе с коррупцией. Практической пользы от этого не было, но депутату нравилось периодически разносить чиновников, ораторствовать с трибуны. В своих речах он всегда был за справедливость, наказание коррупционеров и разоблачение властей. Поскольку говорил он именно то, что люди хотели слышать, и был энергичным парнем из глубинки, в 94-м году он одержал безоговорочную победу на выборах и стал первым президентом Республики Беларусь.
Звали его Александр Григорьевич Лукашенко.
Произнося первую в своей жизни присягу стране, он процитировал Линкольна: демократия — это правительство народа, избранное народом и для народа. И заявил, что единственной диктатурой в Беларуси может быть только диктатура закона.
Однако уже на первом году правления королевство оказалось Лукашенко маловато, и в 95-м году он решил провести референдум, чтобы обеспечить президенту, — то есть себе — право досрочно распускать Верховный Совет. А всех несогласных с заявленными Лукашенко формулировками депутатов, объявивших голодовку и оставшихся в зале заседаний, избил ОМОН. Буднично.
Проводить референдум Лукашенко так понравилось, что уже через год был проведен еще один, по результатам которого, у президента утвердились уже настоящие царские полномочия. В частности, единолично распускать парламент и самому назначать министров.
Против проведения этого референдума выступали и Верховный Совет, и Конституционный суд. В итоге Конституционный суд согласился учесть результаты референдума, принять их к сведению. Но изменения в Конституцию при этом не вносить. Остановить Лукашенко такие мелочи не могли: изменения были внесены, и он стал царем.
В то время должность председателя ЦИК-а занимал Виктор Гончар, бывший соратник Лукашенко по самым первым выборам. Гончар открыто заявил, что не утвердит итоги референдума из-за многочисленных нарушений на местах голосования и наплевательство на нормы Конституции.
В тот же день Лукашенко приказом освободил Гончара от должности и насильно выставил его из кабинета, в очередной раз нарушив Конституцию, поскольку формально на смещение главы ЦИК президент Беларуси никаких прав не имеет. Все по той же многострадальной Конституции это право закреплено за Верховным Советом.
Примерно в это же время из Бобруйска в Минск уже направилась Лидия Ермошина, возглавлявшая тогда юридический отдел Горисполкома и входившая в состав ЦИК-а по квоте Могилевской области.Вот, как она вспоминает об этом в одном из интервью: «Честно говоря, на этот момент выборами никогда не занималась и имела смутное представление о деятельности ЦИК, да и политикой, по большому счету, я не интересовалась вообще. Согласилась стать членом ЦИК только по одной причине: частые командировки в Минск. Они открывали возможность отвлечься от текучки в Бобруйском горисполкоме: походить по театрам в столице, вести какую-то светскую жизнь, если так можно выразиться».
Идеальная кандидатура.
С такой блестящей квалификацией Ермошина в 96-м году заняла опустевший кабинет главы ЦИК Беларуси. В отличие от несговорчивого Гончара, Ермошина безропотно приняла нужное президенту решение по результатам голосования. Таким образом, Лукашенко впервые обнулился еще в далеком 1996 году. Уже тогда отсчет его президентских сроков начался заново, только теперь в новом качестве — в качестве царя.
Не могу не упомянуть о судьбе Виктора Гончара. Насильно освобожденному от должности главы ЦИК Гончару вместе с другими несогласными депутатами удалось собрать подписи за импичмент Лукашенко. Для урегулирования конфликта с Верховным Советом и Конституционным судом приехала даже целая делегация из России во главе с Виктором Черномырдиным. Никогда такого не было и вот опять.
Представители Верховного Совета и Конституционного суда согласились приостановить процедуру импичмента в обмен на отмену результатов референдума. Пока шли переговоры, 12 депутатов были вынуждены отозвать свои подписи из-за давления на них и их семьи.
В виду созданной под давлением нехватки подписей дело об импичменте было прекращено. Хотели как лучше, а получилось, как всегда.
После насильственного признания результатов референдума председатель Конституционного суда подал в отставку по соображениям совести.
Спустя несколько дней Лукашенко уже разогнал Верховный Совет. Несогласные с этим депутаты все равно объявили о следующем созыве, альтернативных выборах и создании альтернативного ЦИК, который и возглавил Виктор Гончар.
После чего все были арестованы, а Гончар бесследно исчез.
В последующие годы несогласные с политикой Лукашенко люди продолжали внезапно и бесследно исчезать. О судьбе многих из них ничего не известно до сих пор.
В 2004 году был проведен еще один референдум, по результатам которого 79.5% белорусов разрешили Лукашенко остаться царем навсегда.
Конституция Беларуси — вы удивитесь — запрещала одному и тому же человеку быть президентом более двух раз, и баллотироваться в 2006 году Лукашенко не мог.
Поэтому он заранее посоветовался с народом в 2004-м — предусмотрительно, — и утверждение о том, что президент не может избираться более чем на два срока, из Конституции исчезло.
В это, может быть, трудно поверить, но Избирательный кодекс Беларуси запрещает выносить вопросы, связанные с избранием президента, на референдум, и юрист Ермошина не могла об этом не знать. Тем не менее, под ее чутким руководством в 2004 году Лукашенко благополучно обнулился снова — теперь уже навсегда.
Его третьи выборы в 2006 году запомнились жестким разгоном оппозиции. Тогда протестовать вышли около 30 000 человек, несогласных с итогами голосования. На четвертые сутки протестующих жестоко разогнал ОМОН, палатки снесли экскаваторами, а людей побросали в автозаки. Десятки протестующих пострадали, более 500 человек были арестованы. Лукашенко — не опять, а снова — одержал победу, набрав 82% голосов.
ЦИК получил 231 жалобу на нарушение во время периода агитации и на выборах, но ни по одной из них заседаний Комиссии так и не провели. Не доверяя эту деликатную миссию коллегам, на жалобы Лидия Ермошина отвечала сама, рассказывая журналистам, что «вы все врете, никакими сведениями о фальсификациях ЦИК не располагает». О том, что выборы в 2006 году были сфальсифицированы, в 10-м году заявил сам Лукашенко, уточнив, что, мол, в реальности за него проголосовало еще больше людей.
«На этих выборах за меня проголосовало 93%, но мы сделали 83».
В 10-м же году Лукашенко выиграл свои четвертые выборы. Дежавю. Протест, начавшийся из-за несогласия оппозиционных кандидатов с нарушениями, собрал несколько десятков тысяч человек. Акция была разогнана Внутренними войсками и Спецназом. 639 человек были задержаны.
Пятые выборы Лукашенко прошли буднично — в рамках кампании «день сурка». Изначальное обилие кандидатов — все должно быть прилично — вселяло какую-то надежду, однако многие из них сами сняли свои кандидатуры еще до проведения голосования. Несмотря на то, что рейтинг Лукашенко не достигал и 50%, он, разумеется, победил, набрав с легкой руки бессменной Ермошиной свои 83%.
Итоги были незамедлительно признаны Россией, Евросоюзом и США.
ОБСЕ и СПЧ отказались признавать выборы демократичными. Но этого, как и немногочисленную протестную акцию, никто не заметил.
На 9 августа текущего года запланированы шестые выборы Лукашенко.
19 июня завершился сбор подписей и выдвижение кандидатов. На данный момент у Лукашенко 10 конкурентов, самыми заметными из которых являются самовыдвиженцы: Валерий Цепкало — создатель Белорусского парка высоких технологий, Виктор Бабарико — бывший председатель правления Белгазпромбанка, (18 июня он был задержан и с тех пор находится в статусе подозреваемого, на момент съемки обвинения ему предъявлено не было, зато уже возбуждено уголовное дело по шести статьям), и третий кандидат Светлана Тихоновская — супруга Сергея Тихоновского, которого часто называют белорусским Навальным, блогера и автора канала «Страна для жизни», которому вотчина Ермошиной — ЦИК Беларуси — отказала в регистрации.
Вот уже больше месяца по всей стране идут протестные акции и массовые задержания людей, несогласных с притеснением кандидатов и ситуацией в стране в целом.
Теперь, когда вы знаете чуть больше предыстории, надеюсь, что это позволит вам взглянуть по-новому на реалии не только Республики Беларусь, но и наши собственные.
Кстати, Лидия Ермошина возглавляет ЦИК по сей день, заявляя, что никогда не чувствовала никакого давления ни от одного государственного органа и тем более — от президента», — рассказал российский блогер.