26 июня 2020 года вступает в силу принятая Национальным собранием Армении 22 июня поправка в статью 213 Конституции, в связи с чем я поздравляю вас с этим значимым и историческим для демократии Армении и защиты прав человека событием.
Силой этой поправки в Конституцию с сегодняшнего дня:
1. прекращается служба 3 членов Конституционного суда, отработавших 12 лет (госпожи А. Гюлумян, господ Ф. Тохяна и Г. Назаряна), и вместо них в течение двух месяцев правительство, президент и общее собрание судей выдвинут по одному кандидату на должность судьи КС — на выбор Национальному собранию;
2. Члены КС, назначенные до 9 апреля 2018 года, но отслужившие меньше 12 лет (госпожа А. Петросяна, господа А. Хачатрян, А. Тунян и Г. Товмасян), продолжат служить до истечения 12-летнего срока «в качестве судьи Конституционного суда».
3. Председателя и зампреда КС будет избирать Конституционный суд после пополнения полного состава суда (9 судей).
На данный момент в КС служат 6 судей, этого достаточно для правомочия заседаний, организуемых с целью реализации всех предусматриваемых Конституцией полномочий, то есть непрерывность деятельности Конституционного суда не нарушится.
В условиях отсутствия председателя и зампреда КС полномочия председателя с этого момента, согласно закону, временно исполняет самый пожилой судья — А. Хачатрян — до избрания председателя и зампреда.
Содержательная часть обсуждений кризиса Конституционного суда началась ровно год назад в этот день — 26 июня 2019 года — в моем письме, адресованном органам КС, в котором, по моему представлению, процесс начинался с выдвижения и избрания 7 новых кандидатов в судьи и продолжался вплоть до признания уже с сегодняшнего дня прежнего состава КС и избавления его от клейма недостатка демократической легитимности.
С момента своей присяги и до сих пор я не участвовал ни в одном организованном и проведенном КС заседании или обсуждении, считая, что Конституционный суд в своем теперь уже бывшем составе не соответствовал конституционности, а своей прежней и нынешней деятельностью — минимальным требованиям демократической легитимности.
Национальное собрание Армении избрало этот вариант разрешения кризиса Конституционного суда, который я могу только приветствовать.
Основные преимущества этого решения:
1. Конституционное закрепление основы действия в статусе судьи членов КС, назначенных в прошлом;
2. реализация полномочия избрания председателя Конституционного суда в качестве важной гарантии самоуправления и независимости;
3. утверждение внутрисудебного равенства между всеми статусами судей (за исключением значительной разницы между данными ими клятвами);
4. задействование предусматриваемой Конституцией модели формирования суда с устранением иллюзорности положений по части Конституционного суда и выведением КС из переходного состояния;
5. самый взвешенный состав КС в хронологическом порядке: 4 судей были назначены в 2010-2018 годах, один был избран в 2018, но еще парламентом шестого созыва, сам я был избран Национальным собранием седьмого созыва, оно же изберет и 3-х новых судей.
Надеюсь, что после избрания судей КС процедурные и операционные модели Конституционного суда станут предметом глубокого обсуждения, в первую очередь, судьями, и в случае избрания приемлемого варианта, правительство и Национальное собрание обеспечат уже этап реформирования внутреннего суда в направлении повышения независимости судей, внедрения эффективных вариантов процедур и доказательств и удовлетворения других нужд суда.
В связи со вступлением поправки в силу желаю госпоже Гюлумян, господам Тохяну и Назаряну наслаждаться заработанным покоем с крепким здоровьем и с миром.
Ваге Григорян, юрист, судья КС,
из Фейсбука